Наверное, мало кого в детстве родители (или бабушки-дедушки) в сердцах не называли олухом царя небесного. Непонятно только: если олухи – это шаловливые дети, тогда при чём тут небесный царь? Давайте разберёмся.
Словарь Даля даёт следующее определение слову «олух»: простак, простофиля, разиня, ротозей; вялый, глуповатый, грубый, неуч. Это слово народно-разговорное, однако нашло место и в литературном языке; многие классики в своих произведениях упоминают олухов: Лесков, Тургенев, Пушкин, Гоголь, Островский и другие. Ну, вот теперь шубу уронил, олух! (Ф. Достоевский). А пресловутое выражение «олух царя небесного», судя по всему, – продукт крестьянского языкотворчества.
Хотя доподлинно этимология слова не выяснена, существует несколько основных версий его происхождения. Лингвист И. Соболевский предположил, что «олух» возникло из «волух» – «пастух волов» в презрительном применении («невежа, дурак»). Кроме этого рассматривается вариант заимствования из украинского оглух – «тот, кто плохо слышит», поскольку «глуховатый» и «глупый» часто рассматриваются как синонимы. В тюркском языке существует слово алук – «растерянность, одурение», а в финском – ollisko – «дурак», лежащее в основе древнерусского имени-прозвища Олиско, как утверждает в своих работах академик В. Виноградов. Известно также, что на Руси существовало имя Олух, однако когда и при каких обстоятельствах оно стало нарицательным и перестало использоваться в качестве личного, история умалчивает.