В ролях: Ричард Гир, Клэр Дэйнс, Рэй Уайз, КэйДи Стриклэнд, Рассел Сэммс, Аврил Лавинь
Продолжительность – 101 м
Считайте это акцией протеста. Против громких праздничных премьер. Против официального ремейка «Римских каникул» с Гошей Куценко на белом коне вместо Грегори Пека, и неофициального ремейка «Форсажа» с рекламным слоганом «Бензин. Резина. Любовь». Против Хайдена Кристенсена, соблазняющего полный состав женского монастыря и Натали Портман и Скарлетт Йоханссен, делящих между собой одного и того же короля. Вместо всего этого праздничного и, без сомнения, чрезвычайно веселого великолепия мы поговорим о фильме вызывающе анти-праздничном – мрачном, муторном, местами неприятном и даже отталкивающем, но в целом довольно-таки эффектном.
В «Пастве» Гир играет Эррола Беббиджа, социального работника, ведущего учёт бывших преступников, отсидевших за преступления сексуального характера – насильников, педофилов, вуайеристов, эксгибиционистов и прочих извращенцев всяческих мастей. Как водится, от постоянного общения с этакой публикой его герой и сам основательно тронулся, что заставляет его регулярно выходить за процессуальные рамки. За это Беббиджа тихонько «уходят» с работы, и теперь в свой последний рабочий месяц ему надо передать дела молодой сотруднице Элисон (Дэйнс). Примерно в это же время как раз в их районе пропадает семнадцатилетняя девушка, и Беббидж берётся вместе с неопытной напарницей распутывать это дело, хотя это совсем не его забота.
Для постановки этого триллера из-за океана выписали маститого гонконгца Эндрю Лау, одного из постановщиков трилогии «Двойная рокировка» (первую часть которой творчески изуродовал Мартин Скорсезе в «Отступниках»). Судя по тому, сколько раз переносилась дата премьеры «Паствы», а также по тому, как выглядит её конечный вариант, без уродования готового продукта внешними силами не обошлось и в этот раз. Монтировали фильм явно без участия самого режиссера, от чего «Паства», изначально стремившаяся быть более реалистичным вариантом фильма «Семь» (в прямую полемику с которым она даже вступает в самом финале), выглядит больше похожей на «Разворот» Оливера Стоуна. В середине этого сухого, словно высвеченного постоянным безжалостным солнцем фильма, и вовсе появляется вдруг чужеродный, доснятый дополнительно эпизод в садо-мазо притоне, выполненный в совершенно противоестественной всему фильму садистской стилистике (и другой цветовой гамме).
Но удивительное дело – даже все эти «улучшения», насованные в фильм пост-скриптум, не в состоянии окончательно потопить картину, как это случилось, к примеру, с «Вторжением». Суровая, бескомпромиссная история всё равно упрямо рвётся сквозь все идиотские монтажные приёмы и навязанные сверху для большей сенсационности эпизоды. История о будничности и повседневности зла (львиная доля действия, за исключением разве что пресловутой сцены в притоне, разворачивается под ярким, безжалостным солнцем); о том, как это невероятно тяжело – день за днём, так же буднично, ходить с этим злом по одной земле, стараться держать его под контролем и избегать соблазна стать таким же. «Вам же понравилось?» - полувопросительно-полуутвердительно бросает Бэббиджу ближе к концу, когда всё уже (почти) закончилось, главный фигурант истории с похищением девушки, и трудно отделаться от ощущения, что этот насмешливый, подначивающий вопрос был в равной степени адресован и аудитории. Потенциальным сообщником мрази становится не только измученный постоянным контактом с этой средой герой, но и мы, зрители, с не меньшим наслаждением наблюдающие за происходящими на экране ужасами и зверствами. Вот такой вот получается хитрый поворот – когда фильм, стандартный вроде бы триллер, не принятый и изуродованный собственными заказчиками, слитый на Западе сразу на двд, а у нас тихонько идущий в одном-единственном, практически забытом всеми кинотеатре, заставляет вдруг задуматься о собственном отношении к кино как таковому. Кажется, ради чего-то подобного и стоит вообще смотреть это кино.
Вердикт Кочерыжкина – страшно неровный, искореженный руками собственных же продюсеров, но всё равно весьма мощный фильм.