Режиссер - Тимур Бекмамбетов
В ролях: Джеймс МакЭвой, Анджелина Джоли, Морган Фримэн, Коммон, Томас Кретчманн, Константин Хабенский, Теренс Стамп
Продолжительность - 110 м
Художественный фильм Тимура Бекмамбетова «Особо опасен» вполне можно вносить в специальную программу по тренировке будущих агентов иностранной разведки. Помню, читал где-то, что в такую программу входят специальные тесты на выносливость и концентрацию внимания - к примеру, нужно решить сложнейший математический пример, в то время как под ухом орёт радио, специальный человек пытается вытащить из-под тебя стул, а на столе аккуратненько прорисован как бы правильный вариант решения. «Особо опасен» поступает со зрителем примерно также. Только ты настроишься получать от него глубочайшее кинематографическое удовольствие, как тут же прибегает кто-нибудь, кто начинает орать в ухо или выдергивать стул. Метафорически, конечно. И делают это вовсе не зрители в зале - а сами создатели и исполнители. Часто практически всем скопом.
Ни для кого не секрет, что главная сила Бекмамбетова - мощные и масштабные сцены действия и разрушения. Он сочиняет их с фантазией, огоньком и размахом, будто бы дирижируя симфоническим оркестром при помощи пистолета, как замечает один из героев этого фильма. В этом направлении он практически неприкасаем - да вот беда, весьма посредственен почти во всём остальном. (См. «Ирония судьбы-2», если вдруг кто запамятовал). То есть, когда включается неукротимая фантазия режиссера, удачно подкрепленная длинным голливудским долларом (и по умолчанию прилагаемыми к нему почти неограниченными техническими возможностями воплощения), «Особо опасен» искрит так, что рябит в глазах и вот-вот задымятся штаны. (В скобках, впрочем, заметим, что выстраивать половину финальной сцены на творческом, так скажем, переосмыслении клипа "Freak on a Leash" группы Korn было немного излишне). Подобного огнестрельного балета, что Бекмамбетов вытворяет с применением Анджелины Джоли и подручных транспортных средств, большой экран не видывал, наверное, с тех времен, когда Джон Ву ещё не пренебрег перестрелками среди голубей ради батальной эпики - да что там, и тогда не видывал тоже. Но выдерживать такой же градус накала весь фильм никак не выходит. Стоит только отжать кнопку «экшен», как «Особо опасен» в какую-то секунду теряет и стиль, и стать, и смысл, и вязнет в болоте довольно-таки кретинского сценария.
Тут-то, собственно, и оживляются все те персонажи, что обламывают зрителю весь кайф. В первую голову это касается сценаристов. Понятно, что трагической глубины от комикса про супер-киллеров никто особо не ждёт. Но делать главным героем человека, который, похоже, не имеет ни капли собственных мыслей и мнений, а безропотно следует указаниям фигур власти, попутно в момент переключаясь на позицию совершенно противоположную той, что была у него только минуту назад - это, пожалуй, некоторый перебор. Особенно смешно это выглядит рядом с пафосными текстовками про волков и овец - никто будто бы не замечает, что герой МакЭвоя всю дорогу остаётся именно овцой, просто следующей за разными пастухами. В этом мог бы быть свой смысл - в конце концов, идеальный киллер как раз тот, кто не задаёт вопросов и чётко следует инструкциям - если бы создатели фильма упорно не трубили о том, что фильм-то у них как раз про парня, который наконец-то взял свою судьбу под уздцы.
Ну, а далее к сценаристам подключаются фигуры помельче. Например, отечественные «звёздные» дублёры, которые вместо качественной озвучки тупо тянут одеяло на себя. Безруков работает Безруковым, Иван Ургант работает Иваном Ургантом, актёр, озвучивающий Фримана вместо того, кто всегда озвучивал в нашем кино Фримана, тоже откровенно работает собой - его я, правда, не опознал, но это точно кто-то известный. Попадать в характер старается (и весьма успешно) только Галина Тюнина - что в спайке с работой самой Джоли, функционирующей здесь на чистом природном магнетизме, даёт просто сногсшибательный результат. Хорошо бы все остальные мальчики, работавшие над фильмом, брали пример с этих девочек - но, увы и ах, они сочли, что и так лучше всех разбираются. И немного себя переоценили. В принципе, «Особо опасен» смотрится вполне сносно - в качестве непомерно лихого и сознательно-глупого развлечения он идёт практически на ура. Другое дело, что тут могло бы быть что-то гораздо большее - но не получилось. Впрочем, как всегда.
P.S. Ах да, чуть не забыл - представляете, Бекмамбетов умудрился и сюда запихнуть водку «Русский стандарт»! Вот это, видимо, и называется - сложившийся, последовательный творческий почерк.
Вердикт Кочерыжкина – неровный, словно кардиограмма больного при смерти, комикс-экшен – с потрясающими взлетами, но и с чудовищными падениями.