Режиссер — Кристофер Нолан
В ролях: Кристиан Бэйл, Хит Леджер, Аарон Экхарт, Гэри Олдман, Мэгги Джилленхол, Майкл Кейн, Морган Фримен, Эрик Робертс
Продолжительность — 152 м
Другого фильма в этом году, о котором говорили бы столько же, сколько о «Тёмном рыцаре», не было — да, наверное, и не будет. За
Пользователи самого главного кинопортала imdb.com с рекордной скоростью загнали его голосованием сразу на первое место списка 250 лучших фильмов всех времён, сместив оттуда «Крёстного отца». (Сейчас, правда, всё опять переигралось — «Рыцарь» стоит на третьем, а на первое вместо Копполы неожиданно взобрался Фрэнк Дарабонт с «Побегом из Шоушенка»). Западная критика практически единодушно рукоплещет; отечественная практически единодушно разносит на части (например, вот). В общем, как видите, поговорить и правда есть о чём. Как всегда в подобных ситуациях, в первую очередь хочется понять — а был ли, собственно, мальчик, то есть реальный повод для столь обширного информационного шума? После фильма едва ли не нехотя признаёшь — ну, в общем, да. Почти.
В «Рыцаре» Нолан продолжает начатую в, гм, «Начале» идею с переосмыслением истории Бэтмена в совершенно серьёзных тонах — только если в первом фильме Бэтмен в основном учился справляться с собственным страхом, то здесь ему приходится взглянуть в лицо настоящего, неуправляемого и нешуточного хаоса, с не самыми утешающими результатами. Воплощением хаоса служит Джокер — и покойный Хит Леджер в этой своей последней законченной роли и правда выглядит пугающе убедительно. Правда, стараясь придать весомость философского трактата своему фильму о торжестве хаоса и зла и о том, что света, на кстати, несколько свойственно — вспомним, как в «Престиже» он старательно делал умное лицо примерно на четверть часа дольше, чем нужно было, чтобы расколоть все его загадки. Так и в «Рыцаре» — практически все основные глубокие мысли здесь озвучиваются в лоб, прямым текстом, как в специальной брошюре с ускоренным курсом по философии, где всё намеренно изложено так, чтобы дошло до самых задних рядов.
Это могло бы быть довольно мучительно, если бы у Нолана, как и у Джокера, не была бы всегда припасена пара козырей в рукаве.
Правда, в самом-самом конце, ровно там, где, по идее, должно было наступить окончательное торжество хаоса, Нолан вдруг пасует и в последний момент поднимает руки. Эффект получается очень странный — как если бы несущийся на тебя с горы на всех парах огромный грузовик вместо того, чтобы раскатать по асфальту, вдруг легонько щёлкнул бы по носу. Видимо, для режиссера, взявшегося дергать за усы мировую энтропию, Нолан оказался недостаточно бесстрашен — в отличие от, скажем, Рюхея Китамуры, который в «Полуночном экспрессе» в отчасти схожей моральной ситуации всё-таки сделал шаг во тьму. Выразимся так — там, где ныне в Красноярске
Вердикт Кочерыжкина — уверенное, практически безукоризненное — за вычетом некоторых моментов — перевоплощение комикса в драматический полицейский боевик невероятной мощи