Режиссер — Рюхей Китамура
В ролях: Брэдли Купер, Винни Джонс, Лесли Бибб, Брук Шилдс, Роджер Барт, Тони Карран
Продолжительность — 100 м
Обильная выдалась неделька на безумных японских визионеров, рвущихся творчески переосмыслять традиции ужасного изнутри. Не успела ещё осесть пыль после «Кошмарного детектива» Шиньи Цукамото, как за дело взялся Рюхей Китамура, автор таких по своему великих кинокартин, как ураганный зомби-трэш «Противостояние» или «Годзилла: последняя битва», снятой к
В принципе, то, что лучшие хорроры в Голливуде снимают сплошь гастарбайтеры на зарплате (вроде французов Кристофа Гана и Александра Ажа — у последнего, кстати, буквально через пару недель выходит новый фильм «Зеркала»), в то время как свои хоррор-мейкеры, видимо, погрязли в бесконечных «Пилах», «Хостелах» и дурацких римейках, уже давно известный факт. «Полуночный экспресс» Китамуры продолжает благородную традицию уверенных голливудских дебютов хороших людей из разных стран — это, может, не безупречное, но весьма сильное жанровое кино, которому есть, чем похвастаться на нескольких уровнях сразу. Берясь за экранизацию старого рассказа Клайва Баркера, Китамура сводит в одном фильме сразу две крайности, которые режиссеры хорроров обычно противопоставляют друг другу — холодное эстетство видеоряда и горячечную брутальность насилия. «Экспресс» снят весьма стильно и изобретательно — помимо довольно тонкой работы с освещением здесь хватает пижонских ракурсов и углов съемки, вроде демонстрации убийства исключительно с точки зрения жертвы (в том числе и после того, как голова жертвы успешно отделяется от тела). При этом режиссер совершенно не боится испачкаться по локоть в крови — после довольно сдержанного и интригующего начала фильм постепенно съезжает в натуральный ад. И не всегда в переносном смысле.
Отметим при этом, что «Полуночный экспресс» (или «Полуночный мясной поезд», что куда больше соответствует истине), является довольно редким в последнее время фильмом ужасов, для которого слово «ужас» означает нечто большее, чем простое жанровое определение или желаемая реакция зрителей. Эта черта, скорее всего, досталась фильму в наследство от автора первоисточника — ибо для Баркера ужас всегда был не только любимым приёмом, но и объектом вдумчивого исследования. Ужас как самостоятельное явление, со своими механизмами воздействия на людей, с собственной, неподвластной человеку логикой — вот что интересовало Баркера, и этот интерес перекочевал и в киношную версию «Экспресса», конечной остановкой которого становится совершенно удивительный, чисто баркеровский финал, продиктованный как раз этой потусторонней логикой ужасного. Любой другой кинематографист послабее духом непременно выкинул бы такую концовку к чертям собачьим — но Китамура, видимо, помнит заветы полковника Курца из «Апокалипсиса сегодня», утверждавшего, что с ужасом надо дружить и уметь его использовать. Редкому фильму нынешних лет хватает самообладания глядеть столь глубоко во тьму — и это делает «Экспресс» ещё более прекрасным подарком для тех, кто на досуге и сам не прочь бесстрашно попялиться в великое ничто.
Вердикт Кочерыжкина — отличный образчик современного жанрового кино, бесстрашно заходящий куда дальше, чем могут себе позволить большинство его соплеменников