Что представляет собой современное американское изобразительное искусство? Какие
стили и направления там сегодня популярны, насколько интересно самим американцам занятие искусством? Своими впечатлениями на страницах «ВК» делится красноярская художница Елена Лихацкая. В Штатах она живет уже больше года. И считает, что знакомство с этой страной заметно отразилось не только на ее собственном творчестве, но и на личности.
Разрушение мифа
- Сразу хочу развеять один распространенный у нас миф, — Елена заговорщицки улыбается. — Почему-то в России многие считают, что американские художники вообще не умеют рисовать…
- А что, разве не так?
- Вот видишь! (Хохочет.) Нет, они рисуют. Мне самой довелось побывать в Каркаране — это художественный музей в центре Вашингтона, и при нем есть что-то вроде колледжа изобразительного искусства. Другое дело, что у американцев нет такой мощной образовательной базы, как у нас. Все-таки реалистическая школа развивает вкус, умение рисовать, дает знание анатомии. Да, они тоже всему этому учатся. Но русская школа сильнее. У нас же многоступенчатое образование.
Зато, как отмечает художница, американцы сильны своей непосредственностью, свободой самовыражения. А это рождает такие проекты, которые многим русским художникам и не снились. Почему? Слишком довлеет академическая школа. До недавних пор и у нас мало кто решался отступить от ее канонов.
Вслед за мужем
В США Елена отправилась вслед за мужем-программистом, уехавшим туда работать. Признается, что долго внутренне сопротивлялась этой поездке. Уже не студентка — не до авантюр, сложился какой-то привычный образ жизни. И все-таки семья есть семья…
- Наверное, напрягало еще и то, что пришлось учить английский язык. Здесь я себя особо занятиями иностранным не утруждала — просто не было необходимости. А там жизнь заставила, пошла на курсы. Занималась несколько месяцев, ежедневно по четыре часа. Платила за это 700 долларов в месяц.
Удовольствие затратное, но нет худа без добра — на курсах английского Лена сразу обрела много новых знакомых со всего мира. И очень рада, что получила возможность познакомиться с разными культурами. Латиноамериканцы, азиаты, наши соотечественники со всех республик бывшего Союза. Чтобы получить работу в Штатах (да и просто свободнее себя чувствовать), многим приходится углублять свои познания в английском уже на месте.
Другой мир
Свое знакомство с американским искусством наша путешественница, как водится, начала с посещения местных музеев — в Вашингтоне, где работает ее муж, и в Нью-Йорке. Нет, какие-то представления об искусстве этой страны у нее были и прежде. Но только оказавшись там, Лена по-настоящему погрузилась в этот противоречивый мир. И не смогла не поддаться его очарованию.
- Не скажу, что я человек впечатлительный. И если честно, в искусстве меня давно уже мало что глубоко трогает. Но некоторые выставки, которые я увидела в США, до сих пор не могу забыть.
В Вашингтоне Елена Лихацкая прежде всего побывала в Национальном музее страны — с него-то у нее и началось познание современного западного искусства. Музей в Вашингтоне — как наш Эрмитаж или парижский Лувр, в нем также представлены различные стили, эпохи и художественные направления. Немалое место уделено и современному искусству. Лена рассказывает, как долго стояла у работ Жене Дэвиса. Этот художник пишет акрилом в уникальной манере — необыкновенно ровные полосы на его рисунках настолько гармонично чередуются, что глаз не оторвать! Красноярского колориста это особенно впечатлило.
Не меньше ее поразила и другая выставка, «Dream» — она была посвящена фильмам, сделанным художниками. Собственно, это не совсем кинематограф — авторские видеоролики, отражающие своеобразное концептуальное решение художника. Выставка была выстроена по типу лабиринта, с множеством залов, в каждом из которых был представлен персональный проект.
- Это что-то неописуемое! Представь себе, что придумал известный художник Энди Уорхолл, — он два дня снимал спящего человека. Вот для чего он это делал?
- И для чего?
- В том-то и дело, что это абсолютно не важно! Само по себе действие уже красиво. Лежащий человек — он как картина, и как скульптура, и как видеоизображение. Не надо понимать — это просто нужно чувствовать. Предмет искусства создается не ради анализа, а чтобы смотреть на него и любоваться.
Об этой выставке Елена Лихацкая может рассказывать до бесконечности. В другом зале экспозиции-лабиринта ее восхитил аппарат, из которого проецировались лучи света. На них из специального распылителя разбрызгивалась вода. И все вместе это рождало что-то невообразимое.
- Попадаешь в такую атмосферу — и тебя саму тут же начинает креативить! — вспоминает художница. — Мы с подругой устроили там настоящий перформанс с искусственным голубем. Нашли его где-то на газоне, зачем-то принесли с собой. И стали с ним фотографироваться в лучах света — почти час оттуда не уходили!
Свобода самовыражения
И подобные впечатления — фактически о каждом из мини-проектов «Dream». Но, впрочем, знакомство с западным искусством одним Национальным музеем США для Елены не ограничилось. Побывала она и в знаменитом Метрополитен-мьюзеум в Нью-Йорке. Хотя, признается, Музей современного искусства Гуггенхайма поразил ее гораздо сильнее. И прежде всего — своей необычной формой. Залы музея выстроены по принципу спирали — переходя из одного в другой, поднимаешься наверх. Никаких углов, округлые линии — это уже само по себе произведение искусства. Идешь и медитируешь…
Поговорили мы и об искусстве, именуемом ныне актуальным. Михаил Шемякин во время своего недавнего визита в Красноярск очень резко раскритиковал западные псевдохудожественные изыски, как он это назвал. Рассказал, как проходил однажды мимо одного выставочного зала, увидел в витрине мешок с мусором. Так и не понял: то ли рабочие его забыли после ремонта, то ли это современный арт-объект.
Елена Лихацкая, когда я пересказала ей эту байку, только пожала плечами:
- Я побывала в подобном музее — Музее Уитни. И там было немало такого, что меня несколько покоробило. Какие-то восковые фигуры, подвешенные на крюках, муляж зародыша в спирту… Но критиковать никого не берусь. В конце концов каждый художник самовыражается, как он чувствует и видит. Искусство не всегда может быть красивым, его обратная сторона притягательна по-своему. Просто в нашей стране этот пласт искусства практически совсем не знаком, поэтому и вызывает у нас отторжение. Хотя, если посмотреть, как художник раскрывает тот или иной объект, — это бывает очень интересно.
С новыми эмоциями
Дома, в Красноярске, Елена Лихацкая известна любителям искусства как молодой, но очень интересный колорист. Не могу забыть ее морские работы — настоящее буйство красок, от ее пейзажей Черноморья словно веяло запахом южной зелени и соленого бриза. Еще пару лет назад было заметно, что Лихацкой особенно близок импрессионизм. Но в какой манере и стиле она будет писать сейчас, художница и сама толком не представляет.
- Понимаешь, я словно вдруг открыла для себя какой-то большой неизведанный мир — и эти открытия не кончаются! За границей я не впервые — побывала в Индии, в Китае, в Египте. Отовсюду привозила новые впечатления. Что, конечно же, отражалось и в творчестве. Но какой урок я получила у американцев — они невероятно свободны внутренне, живут в полном согласии с собой. И пообщавшись с ними, ловишь себя на мысли, что и ты не боишься открыто показывать свои эмоции. Когда я приезжаю домой, меня больше всего напрягает замкнутость наших людей. Я от нее уже отвыкла…
Некоторые свои американские работы Елена Лихацкая представила своим сибирским поклонникам еще прошлым летом. А сейчас наша художница, вдохновленная мотивами кантри, работает в Штатах над новой серией городских пейзажей. И, думаю, уже в этом году их можно будет увидеть и в Красноярске.
Елена Коновалова, «Вечерний Красноярск»