Ненадолго отвлекусь от своей «золотомасочной» эпопеи. Намедни сходила в театр им. Пушкина на «Прекрасное воскресенье для пикника» Т. Уильямса. И как-то вот захотелось поделиться свежими впечатлениями.
Больше всего порадовало, что спектакль не только не рассыпался с годами (а он вышел 7 лет назад), но и наоборот — набрал какой-то необходимый объем. Помню, от премьеры впечатление осталось не самое приятное — слишком много было какой-то избыточной нервозности в актерской игре. Эта пьеса Уильямса о четырех одиноких женщинах и так производит тягостное впечатление (пожалуй, самое тягостное из всех его пьес). А когда она играется еще и с чрезмерным надрывом…
И даже то, что спустя некоторое время спектакль получил множество наград на фестивалях, не вызывало желания посмотреть его вновь. Напомню, в 2003 на международном фестивале «Камерата-Транзит» «Прекрасное воскресенье для пикника» отметили за режиссуру (Владимир Гурфинкель), сценографию (Ирэна Ярутис) и работу театрального композитора (Леонид Иновлоцкий). В Тюмени на фестивале «Золотой конек» спектакль также получил призы за сценографию и лучшую женскую роль второго плана (Галина Саламатова — Элина Брук Майер). Собственно, именно участие этой актрисы в «Пикнике» и побудило меня спустя годы, наконец, вернуться к спектаклю. После ее Бабоньки в спектакле «Похороните меня за плинтусом» как-то особенно остро ощутила быстротечность времени. И насколько до отчаяния короток век — и актерский, и наш, зрительский…
«Пикник», как я уже заметила, не только не разочаровал, но и порадовал. И, прежде всего, слаженностью актерского ансамбля. Очень гармоничный квартет, где каждая героиня невольно вызывает сочувствие. И экзальтированная Доротея (Элина Присакару), сама себя уверившая в глубине чувств соблазнившего ее мужчины. И Софи Глюк (Галина Дьяконова), после смерти матери впавшая в детство. И преподаватель истории искусств Элина (Галина Саламатова) — одинокая эстетка, всеми силами пытающаяся соответствовать неким ее представлениям об изысканном обществе. Все эти героини — с какими-то явными перверсиями.
Пожалуй, за исключением Боди (Тамара Семичева). Самая адекватная в этой четверке — земная немка, простая, как три рубля. Но есть в ее кажущейся простоте подлинная мудрость. Своей соседке Дотти она желает земного счастья. Со своим братом-близнецом Бадди, человеком с такими же незамысловатыми потребностями. Но по-настоящему надежным на длинной дистанции — жизни… В исполнении Семичевой эта незатейливая философия отнюдь не звучит пошло. Может, именно поэтому, когда Дотти в финале узнает об измене своего любовника, она позволяет вернуть себя с небес на землю. И таки отправляется на пикник с Боди и ее братом. Все лучше, чем вместе с Элиной рваться к очередной иллюзии…
У Саламатовой в этом спектакле, на мой взгляд, самая сложная роль. В пьесе ее героиня не вызывает особой симпатии. По сюжету одной ей не по карману квартира в фешенебельном районе, вот Элина и пытается раскрутить Дотти на совместные расходы. Решая, по сути, свои проблемы за ее счет. И образ ее у Уильямса ассоциируется с хищной птицей. Но Саламатова играет отнюдь не хищницу. Просто несчастная женщина, а весь ее внешний лоск — всего лишь маска. «Нет ничего более одинокого, чем одиноко обедающая женщина», — нужно слышать, как актриса произносит эти горькие слова своей героини.
Елена Коновалова, фото с сайта театра им. Пушкина