>
>
>
Рыбкина, будь человеком

Рыбкина, будь человеком

08.09.2009
5

Добрался тут до Миядзаки и его «Рыбки Поньо на утёсе». Миядзаки, конечно, велик, это само собой — и «Поньо» смотрится с привычным уже восторгом. Но, сказать по правде, когда она заканчивается, к мастеру чуть ли не впервые остаются некоторые вопросы.

Привычного миядзаковского волшебства в «Поньо» более, чем достаточно — с чисто визуальной точки зрения мультфильм просто волшебный, причём, если мне не показалось, едва ли не полностью сделанный без компьютера, вручную (или просто компьютеры уже так ловко навострились скрывать). Плюс там вот это миядзаковское невозмутимое восприятие волшебного в мире едва ли не ярче всего разыграно — там все-все, даже взрослые, на встречу с невероятным реагируют так предельно спокойно, будто им, скажем, каждый день на голову сваливаются из-моря пятилетние девочки, которые раньше были рыбками. Да и вообще, кстати, отношения между героями там очень по-человечески достоверные, в семье у главного героя, например. Такой спокойный реализм во всём этом есть — когда смотришь на сцены его с мамой, как-то даже думаешь, что можно было никакого волшебства и не приплетать, и так можно на это бесконечно смотреть.

Ещё очень красиво, что под вывеской своего самого простого и детского мультфильма Миядзаки на самом деле рассказал очень взрослую историю про смерть. Там отличный образ цикла жизни есть — детский садик, за забором у которого сразу дом престарелых, и обитатели там всё время бегают туда-сюда. Ну, и во второй половине фильм проваливается в очень неоднозначное что-то — там можно и волшебный хэппи-энд видеть, но, с другой стороны, и нечто совсем обратное. Правда, если так трактовать мультик, то придётся прийти к выводу, что любовь — это такая страшная штука, от которой рушатся миры. Хотя, в принципе, почему бы и нет — бывает же из-за неё такое.

Но есть в «Поньо» и вот какая вещь. Миядзаки и раньше, выстраивая свои волшебные миры, не любил всего сразу в лоб объяснять — общую картину мироустройства в каждом конкретном мультике приходилось всегда либо самому выстраивать из разных деталей, либо и вовсе потом задним числом додумывать. Но всё равно в мультфильме было достаточно каких-то кирпичиков, из которых эту картину можно было собрать. Здесь же есть ощущение, что нам чего-то важное просто забыли показать. Мифологическая картина мира немного не складывается — скажем, с какой радости из-за чудачеств одной Поньо вдруг начинает всё мироздание рушится, не очень ясно. То есть, метафора то как раз ясна, но каким образом это внутри фильма на буквальном уровне мотивируется — загадка.

И заканчивается всё как-то очень стремительно. Там есть такой момент, в которым ты сидишь и думаешь «Ага, ну вот начинается самое интересное, и будет идти ещё минут 20—30». А оно вдруг бах! — и заканчивается минуты за две. Как будто Миядзаки надоело возиться с историей, и он её взял и свернул по-быстрому. Несколько обескураживает это — раньше у него таких вещей не случалось. И самое обидное, что такой торопливый финальный аккорд смазывает всё общее впечатление. Вот ведь.

С.М.

Рекомендуем почитать