Постоянные страдания и горести, выпадающие на чью-либо долю, называют мытарствами, а самого страдальца — мытарем. Выясним, связаны ли эти слова с мытьём.
Учитывая то обстоятельство, что в православии мытарства связываются с борьбой бесов и ангелов за душу умершего человека (путём разбора его грехов и добрых дел) в чистилище, то родственность с глаголом «мыть» кажется едва ли не очевидной. Тем не менее, мытарство происходит от мытаря — «сборщика податей, пошлин». В переносном значении так называли притеснителей, тех, кто издевается — отсюда у мытарств и появилось значение мук, испытаний. Со своей стороны и Аннушка любила его, однако ж к материальным лишениям относилась не совсем равнодушно и нередко-таки поговаривала: «Только слава, что золотые у Тихона руки, а круглый год мы с ним по мытарствам ходим» (М. Салтыков-Щедрин).
Любопытно также, что произошло изменение смыла у исходного слова мытарь — им стали называть не того, кто подвергает мукам, а наоборот, того, кто им подвергается. Кстати, следует помнить, что ударение в слове мытарство приходится на второй слог (как в слове лекарство), тогда как в слове мытарь — на первый (как в слове лекарь).