Слово «кирпич» (brick) и аббревиатура БРИК (BRIC), относящаяся к четверке развивающихся стран, пишутся по разному, но звучат похоже.
Бразилия, Россия, Индия и Китай — именно эти страны основа «кирпича», вес которого в мировой экономике становится все больше и больше.
Страны эти очень разные. Историческое наследие, культура, политический строй — отличаются кардинально. Объединяет их одно — желание научного прогресса и инноваций.
По сырому научному продукту — научным статьям — три других кирпичика Россию уже опередили. Китайцы заваливают редакции журналов своими трудами с неимоверной скоростью. Качество порой невысоко, но закон диалектики подвести не должен. Бразилия ввела централизованный учет научной активности всех своих ученых и подельную оплату труда — написал статью, получи деньгу. Индусы тоже строят новые университеты и научные институты. Но, тем не менее, все не удовлетворены текущим положением.
Забавно, но оба ведущих научных журнала Nature и Science, в своих свежих выпусках отвели место кому-то из кирпичиков. Nature была первой — с заметкой «Россия поднимает университетскую науку». Впрочем, подзаголовок у заметки имеет большую смысловую нагрузку: «Но поможет ли это сломать доминирование Российской академии наук при этом, не разрушив научно-исследовательскую базу». По большому счету в заметке ничего нового. Кратко упоминаются меры, которые предпринимаются в России для оживления вузовской науки — федеральные и исследовательские университеты, будущие гранты для приглашения ученых. По сути, называется своим именем текущая политика Министерства образования — поддержка университетов и параллельное удушение академии. Об этом мало говорят, но это более чем очевидно для всех кто находится в системе.
А в Science в редакторской колонке выступает представитель индийской науки с заметкой «Непочтительность и Индийская наука». В своей заметке он ссылается на знаменитого физика Фейнмана, который как-то заметил, что научный поиск требует непочтительности. Непочтительности к авторитетам. Непочтительности к тому, что уже кем-то показано или «доказано». Сомнение в авторитетах и желание опровергнуть то, что всем «известно и понятно», и приводит к новым открытиям. И как раз этого остро не хватает индийской науке.
Санскрит утверждает «слова старших нерушимая истина». Уважение к старшим не только в Индии, но и во всех восточных культурах впитывается с молоком матери. В России понятие научной школы, также является одной из основ научной культуры. На самом деле грань между «непочтительностью» и преемственностью провести не так просто. На пустом месте ничего не рождается, и любой ученый всегда благодарен своим учителям. Правда у учителя вовремя уйти или отойти получается не всегда. Неизвестно кто в такой ситуации виноват больше — несмелая молодежь или засидевшаяся старость. Но результат чаще всего плачевный. Индийцы надеются, что культивирование «непочтительности» поможет национальной науке.
А ведь в России «непочтительность» по сути провозглашена национальной политикой. Академия ассоциируется именно с засидевшейся старостью (средний возраст академиков по-моему за 70). Молодое руководство Министерства непочтительно хочет перенести научный центр в университеты. Менеджеры из Сколково завлекают молодых ученых из академии туманными, но денежными обещаниями. Формально непочтительности хоть отбавляй. Только непочтительность эта скорее бюрократическая, чем научная. Мне кажется, Фейнман имел ввиду несколько другое...