Ответственными за тарифы ЖКХ будут региональные власти
Такое бремя перейдет к ним от муниципалитетов по желанию премьер-министра страны Владимира Путина. По мнению главы правительства, передача функций на уровень выше остановит необратимый в последнее время рост тарифов. Впрочем, эксперты говорят о преждевременности таких действий — сначала, по их мнению, необходимо остановить рост тарифов естественных монополий.
История с многотысячными митингами, которые в начале года прокатились по всей стране, получила неожиданное продолжение. Напомним, тогда одним из главных требований митингующих было остановить рост тарифов ЖКХ. В марте проблемой заинтересовался президент страны Дмитрий Медведев. Тогда он поручил изучить ситуацию в жилищно-коммунальном комплексе вице-премьеру Дмитрию Козаку. И Козак удивил.
В результате правительственной инспекции выяснилось, что из 15 тысяч муниципальных образований в 147 цены на коммунальные услуги были подняты незаконно. Еще в тысяче муниципалитетов формально все законы были соблюдены, но по факту подорожание услуг ЖКХ превышало установленный предел, в некоторых случаях до 300 %.
В целом по России повышение тарифов, по данным Минрегионразвития, составило порядка 18 % при прогнозах в 15%. Нарушители — 21 регион, среди них Москва и Московская область, Ингушетия, Тува, Камчатский край, Липецкая область и Адыгея.
Тогда президент отреагировал мгновенно — пригрозил региональным чиновникам увольнением, если те не наведут порядок.
— Если после тех совещаний, которые вы провели, и вашего доклада вы выясните, что кто-то все-таки поступил нечестно, обманул и региональные власти, и федеральную власть, то это будет поводом для принятия абсолютно жестких решений об увольнении соответствующих людей и привлечении их к ответственности, — сказал тогда президент, выслушав доклад Козака.
Смена караула
Переложить ответственность — с муниципальных властей на региональные — предложил премьер Путин. Он же заявил, что законопроект уже находится на рассмотрении в Государственной думе, и пообещал, что приложит все усилия, чтобы документ приняли как можно быстрее.
— Требуется выстроить эффективную систему регулирования тарифов ЖКХ, в рамках которой это полномочие будет закреплено за субъектами Федерации, — заявил премьер.
Хотя в том же законопроекте есть и исключения из новых правил — муниципалитетам, которые обладают «достаточными организационными и кадровыми возможностями», дадут право формировать собственную тарифную политику. Здесь, считают эксперты, заложен смысл карт-бланша — сильных регионов, возможно, изменения и не коснутся.
Но это не все перемены. Для того чтобы навести порядок в сфере ЖКХ, законопроект предлагает ввести новые правила предоставления коммунальных услуг. Должны появиться унифицированные стандарты их качества. А вот повышение коммунальных тарифов властям нужно будет доказать — например, если при этом решаются задачи сокращения перекрестного субсидирования и отказа от прямых дотаций организациям ЖКХ.
Абсолютно неприемлемо, когда за счет вздувания цен пытаются залатать дыры, «вызванные неэффективностью, монополизмом и банальным воровством», пояснил премьер. Чтобы в ЖКХ воровали меньше, «будут приняты законы об обеспечении прозрачности и информационной открытости организаций, управляющих многоквартирными домами, а также об организации мониторинга реальных платежей граждан за услуги ЖКХ».
Но...
Эксперты от бизнеса уверены — зря правительство валит всю вину за рост тарифов ЖКХ на муниципальные власти. По действующему жилищному законодательству на муниципальном уровне устанавливаются только тарифы на воду и канализацию. Тариф на газ — на федеральном уровне, на электричество и тепловую энергию — на региональном. И только стоимость жилищных услуг определяет рынок.
— Эффект от передачи полномочий будет мизерным, — заявил gazeta.ru руководитель департамента госконсалтинга ООО «Бизнес решения» Алексей Калинин. — Чтобы по-настоящему решить проблему, необходимо реформировать естественные монополии, которые ежегодно лоббируют повышенные тарифы на свои услуги.
Начинать реформу необходимо с Газпрома, считают эксперты, поскольку тарифы на газ давят на тарифы на горячее водоснабжение, тепловую энергию и составляют 70 % цены электроэнергии. Цены на газ устанавливаются на федеральном уровне. Именно правительство, а не рынок (и уж тем более не региональные или муниципальные власти) ежегодно утверждает рост тарифов, напоминает руководитель департамента стратегического анализа компании «Финансовые и бухгалтерские консультанты» Игорь Николаев.
— Это лукавство, когда сегодня хотят представить дело так, как будто во всем виноваты муниципальные власти, — заключает Николаев.
Анжелика Базаргалим, «Вечерний Красноярск», № 22 (263)
фото Александра Паниотова
Комментарии
Раиса Кармазина, депутат Государственной думы РФ:
— Я считаю, что передача функции на региональный уровень — правильный шаг, потому что должны быть общие принципы формирования тарифов. Соответственно, будет усилен контроль. Мы приняли закон об обороте лекарственных средств, где установили предельные оптовые цены на уровне Федерации и предельные розничные цены на уровне субъектов. Жилищно-коммунальная сфера не менее важная часть жизнеобеспечения жизни населения, чем лекарства. Тем более в Сибири. Поэтому такими важными вопросами, конечно, должна заниматься субъектовая власть. Должны быть общие правила и общий порядок.
Андрей Резников, министр жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края:
— Действительно, Федеральным законом № 210 «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» полномочия по установлению тарифов коммунального комплекса, кроме тарифов на тепловую энергию, были переданы на уровень местного самоуправления. Это значит, что в настоящее время тарифы должны устанавливать регулирующие органы, как в маленькой деревне, так и в мегаполисе. Ни для кого не секрет, что в небольших населенных пунктах специалистов, способных провести анализ экономической обоснованности затрат, включаемых в тарифы, просто нет. На мой взгляд, передача на уровень субъектов полномочий по установлению тарифов приведет к профессиональному подходу при их формировании, исключит ситуации с необоснованностью тарифов, обеспечит финансовые потребности предприятий и даст им возможность существовать.
Светлана Андронова, депутат Законодательного собрания края:
— Более существенный контроль, безусловно, необходим, потому что у нас в разных территориях довольно сильно отличаются тарифы на услуги ЖКХ. Только в последнее время произошло некоторое выравнивание. На мой взгляд, передача функций — дело правильное. Ответственность за политику в части формирования тарифов на жилищно-коммунальные услуги должна быть все-таки на уровне края. Я думаю, мнение депутатов Законодательного собрания не будет таким, что тарифы надо повышать. Мы будем требовать досконального экономического обоснования. Все это будет способствовать более социальной схеме формирования тарифов. Я даже уверена, что с передачей функций региональной власти процесс роста тарифов существенно замедлится. Другой, более существенный вопрос — тарифы естественных монополий. Взять те же тарифы на электроэнергию — это же огромнейшая монополия. И если власти не смогут влиять на такие монополии, то процесс дальнейших расчетов общей платы за услуги ЖКХ будет негативным. Здесь нужно властям параллельно работать — если только останавливать рост тарифов на определенные, не самые дорогие услуги, то ничего существенно не изменится.
Татьяна Лукина, пресс-секретарь управляющей компании «Краском»:
— Мы оказываем услуги не только по водоснабжению и водоотведению, но и по передаче тепловой и электрической энергии. Поэтому все наши тарифы проходят защиту на региональном уровне, в Региональной энергетической комиссии. Опыт работы у нас есть. Так что мнение о том, что мы защищали тарифы только на муниципальном уровне, не совсем верно. Каждый год (сначала это был департамент, теперь министерство ЖКХ) проверяются, сверяются все тарифы до копейки. Тем более есть предельно допустимый индекс, он спускается на территорию из Федерации, и сначала определяется именно он. И именно министерство ЖКХ распределяет: в Зеленогорске, например, повысить на 14,5 процента, а в Красноярске на 6. Все эти годы благодаря такому контролю и тому, что у нас есть предельно допустимый индекс, система утверждения тарифов у нас отработана. Поэтому я бы не сказала, что передача функций на региональный уровень — что-то новое и удивительное. Это фактически так и было. Сейчас с депутатов городского Совета попросту сняли бремя голосовать за то, что и так без них решено. Как эти перемены повлияют на рост тарифов, я себе не представляю. У нас министерство ЖКХ и так жестко все контролирует. В качестве доказательств этого контроля — суммы, выделяемые региону два года подряд из фонда реформирования ЖКХ.