А художественный фильм «Чужая», как выяснилось — абсолютно могучая штука. С любых позиций.
Впрочем, ладно — про «любые» позиции я немного хватанул, ибо книжку не читал, и позицию любителя книжки по отношению к фильму представляю слабо. Но всё равно фильм — прекрасный; очень такой поджарый, лаконичный, без единого лишнего движения сделанный. Скажем, музыка в фильме звучит ровно два раза, и то в стратегически верных местах — когда в истории происходят важные изменения направления. Ну, и вообще — «Чужая» на выходе оказался вовсе не гимном бандитской романтике и не захватывающим эпическим боевиком про лихие 90-е. Всё оказалось чуть более неожиданно — это тягучее, угрожающе-минорное, великолепно снятое кино практически арт-хаусного толка. Вот правда, с таким фильмом на любой международный фестиваль вообще не стыдно было бы выбираться.
Причем ну вот кто мог такого ожидать от какого-то Антона Борматова, у которого до «Чужой» только работа в двух сериалах? А тут так уверенно всё сделано — приглушенное освещение, длинные сложные планы (причем сделанные так завуалировано, без выпендрежа), отличный совершенно монтаж, особенно в начале, когда он буквально самое важное в каждой сцене оставляет, одну реплику, один взгляд, а этого достаточно. Первое появление Чужой тоже отлично обставлено — субъективной камерой, которую к героям выводят прямо, будто на поводке. Ну, и финальная сцена, в которой выясняется, откуда у Чужой такое прозвище — просто блеск. «А чем там кончилось? — Я не знаю, я не досмотрел».
В общем, к фильму у меня только один вопрос, на самом деле — а правда этот техно-ремикс на «Кар-мэн», который бандиты в машине слушают, уже к 93-му году записали?
Сергей Мезенов