Продолжает греметь Канский видеофестиваль. Я тут как-то продолжаю всё больше осваивать новые профессии и навыки и, как назло, вечно всё пропускаю — вчера вот, например, занимался переводом на английский видеостихотворения и только чудом увернулся от необходимости за полтора часа переводить на английский тридцатиминутную трэш-оперу про бардов и катастрофы (о ней чуть позже).
Но вообще можно сказать, что фестиваль как-то вошёл в более-менее обычное (насколько это слово, конечно, вообще применимо к Канскому фестивалю) русло. Каждое утро мы традиционно завтракаем в гостинице под Геннадия Петровича Малахова по телевизору — разговоры про сухой глаз или безболезненное удаление родинок под чай и холодец идут просто замечательно. Я, кстати, Геннадия Петровича в первый раз именно на фестивале увидел, в прошлом году, именно в кафе за завтраком. Так что это, можно сказать, традиция — а то пришёл в воскресенье утром, а там «Том и Джерри» по СТС. Ну, думаю, новые веяния, все дела. Ан нет — по будням всё строго.
Вчера мне удалось поймать только конкурсную программу — зато сразу в двух частях зато. Программа была довольно разной — были в ней и симпатичные, и совершенно никчемные вещи. По последнему ведомству, например, проходил отечественный документальный фильм «Я в актрисы бы пошла...», сделанный студентами Марины Разбежкиной, такое трепетное до уровня абсолютной невменяемой идиотии кино про будущих актёров, в котором симпатичные молодые люди говорят в камеру страшные банальности, а другие (без сомнения, не менее симпатичные) люди оформляют это в страшно банальное, даже на уровне стилистических приёмов и музыки за кадром, кино.
Менее клиническая, но столь же неинтересная картина наблюдалась в испанском фильме «То, о чем молчат» (15-минутный сеанс психоанализа — без шуток, в основе фильма беседы с симпатичной пациенткой, которая и играет саму себя — выполненный в стилистике дорогого настенного календаря) и в отечественной ленте «Последний день Булкина И.С.» (такой, знаете, Тарковский, пропущенный через Финчера, и потом воплощенный в стилистике Санкт-Петербургского университета кино и телевидения, остроумный ровно до того момента, где выясняется, что кино на самом деле Метафора о Важном, тьфу). Много кого портят слишком уж торчащие уши их вдохновителей — например, австралийские «Объятия» смотрелись таким пересказом «Внутренней империи» за 7 минут, только с медведиком вместо кроликов. У других бывают проблемы с чувством меры — бельгийский фильм «Небольшая анатомия картинки» был бы неплохим визуальным экспериментом, если бы длился раза в четыре короче своих 20 минут.
Ещё нужно вот что отметить — в конкурсе с каждым годом становится всё больше таких добротных европейских короткометражек, крепких профессиональных фильмов, в которых вроде нет и ничего экспериментального, но и других поводов к ним придраться тоже. Собственно, в прошлом году первое и третье место как раз и ушло к таким вот фильмам. Хватает их и в этом году — вчера был, например, венгерский «Велотур», забавная история о толстом геодезисте, мечтающим стать велогонщиком, или французская «Кровать у окна», симпатичная, но предсказуемая история о трёх стариках в больнице. Лучшим из таких был швейцарско-немецкий фильм «Это я, Хельмут», славная история о том, как жизнь берёт и проходит, очень здорово сделанная с точки зрения технологии (там очень изобретательно, несколько в духе Гондри, обыгрывается искусственность киношной среды; пространство там постоянно взламывается и выворачивается наизнанку очень смешными способами). Из всей вчерашней программы этот фильм — на мой взгляд, конечно — больше всех был похож на потенциального призера.
Ещё из хорошего — очень смешной и славный французский «Шнур» (такая, в принципе, трёхминутная шутка, но отличная), симпатичный видео-арт «Гипно» (красивый, но несколько затянутый), милая минутная зарисовка «Диссонас» из Германии. А — ну, и тридцатиминутная трэш-опера про бардов, конечно, чуть не забыл. Это продукция студии «АлиБастер», той самой, что ответственна за «Колобаху», «Два» и прочие чудеса отечественного мелкобюджетного трэш-кино-производства. Называется «Пятая точка», и это такая идиотски-эпическая история про туристов-бардов, которые идут в лес искать легендарную Пятую точку, где должен быть зарыт песенник великого барда Сохатого. Творится много идиотии — чтобы сделать ужин, туристы ищут место, где магма ближе всего в поверхности, потом делают дырку и вешают на ней котелок (на ужин — суп из мха и шишек), ну, и так далее. Снято всё чудовищно, но в этом и весь смысл. Есть хорошие шутки, пародия на бардовские вещи местами довольно точная (скажем, когда у гражданина рвётся струна на гитаре, остальные ему говорят: А вот у Сохатого когда струна порвалась, так он сухожилие себе вырезал и вместо струны натянул, но песню допел; ну, и гражданин, понятно, лезет вырезать, натягивать и допевать). Но в целом — бардак, конечно, страшный. Но весело. Международному жюри, правда, долго потом пришлось объяснять, в чём конкретно тут шутка.
Ну, вот вроде и всё. Сегодня продолжим просмотры, показы, и всё прочее. Остаюсь на связи, держусь изо всех сил, ваш Сергей Мезенов