Главная
>
Статьи
>
Окружение (Артур Соломонов)

Окружение (Артур Соломонов)

24.09.2010
0

Второй выход рубрики «Окружение» (обзор литературных блогов, колонок, инет публикаций) и снова главного героя зовут Артур. Но это уже совсем другой Артур: хороший, правильный, объективный. Не то, что первый — восторженная промосковская бяка.

В заметке «Заграница нас полюбит» Артур Соломонов иронически описывает дискуссию, прошедшую на ярмарке в ВВЦ, с участием неизменного Дмитрия Быкова. Проблематика дискуссии: отсутствие в эрэфе писателей, интересных мировому сообществу: почему их нет и где таких писателей найти.

Цитата: «Русский литературный мир встревожен. На носу — ярмарка 2011 года в Лондоне, где Россия — почетный гость, а чем удивлять будем? Мировых бестселлеров в России не произведено. Признанными во всем мире образцами подлинной литературы похвастаться мы не можем».

Наконец-то (пожалуй, впервые) слышу здравый голос трезвого человека, которого не ввели в заблуждение все эти наши липовые литературные звезды с их сусальными регалиями и мнимыми достижениями. А еще говорят, что человек по природе не может быть объективен. Вот вам, пожалуйста, абсолютная нелицеприятная объективность: мы никому в мире не интересны, по крайней мере, в нашем сегодняшнем состоянии. И тут нечего спорить и доказывать, это именно так и есть.

Спасительных рецептов я не знаю (в ходе дискуссии предложения поступали), тут всё слишком глобально и взаимосвязано: рулит в основном известное правило: что вверху, то и внизу. Вверху у нас полный бардак, блат и неправда, нет свободы процесса, все контролируемо и покупаемо; мелкие отдельные отрасли (литература, спорт и пр.) лишь повторяют общую картину. Вверху надо исправить, тогда и низ зашевелится.

Артур Соломонов (респект ему и почитание) пишет сжато, славно, смешно, им задета и не только литература: «Такие диспуты могут устраиваться только в провинциальной стране. Невозможно представить круглый стол в Лондоне: «Как нам привлечь русского читателя?» Вот собираются лучшие умы Великобритании и фонтанируют: «Ребята, может, Биг-Беном их снова поразим? Нет? А юмор наш, фирменный? Королева-мать? Туманы наши? Ну, что еще? Как этим русским угодить?...

Понятно, что судьи на мировой художественной арене — не мы: не мы признаем, а нас признают. Или — что чаще — не признают. В театральных фестивалях, как Авиньонский или Эдинбургский, русские коллективы участвуют все реже. Если наше кино приглашают на международные кинофестивали, это переживается едва ли не как национальный праздник».

Забавно, что и здесь, в теме неинтересных русских писателей, заседают и болтают те же самые неинтересные русские писатели. Так может проще сменить труппу? И прежде чем задаваться вопросом, как нам покорить Запад, покорить все-таки сначала российского читателя? Или эти хорошо изданные, но по-прежнему никому не известные ребята всерьез думают, что у них в нашей стране есть хоть какая-то популярность?

P.S. В сентябре — 140 лет Александру Ивановичу Куприну. Все мы вышли из Гоголевской «Шинели», но кто-то из Купринской «Ямы» (это про публичный дом), а кто и из «Темных аллей» Бунина.

P.P.S. Кстати, возвращаясь к Артурам, первому и второму: в наше время всеобщих игрищ-розыгрышей-подстав, вполне допускаю, что это один и тот же человек: левой рукой для одних ресурсов он пишет позитивные отзывы о столичной графоманской толстожурнальной помойке, попутно уверяя нас, что Нобелевский комитет дискредитирован из-за того, что его лауреаты не известны в России; а правой рукой в совсем другом настроении пишет противоположное (и более справедливое, надо сказать). Что ж, такое вполне допустимо, я, например, постоянно так делаю.

Антон Нечаев

Рекомендуем почитать