Посмотрел на днях концертный двд Леонарда Коэна «Songs from the Road» — второй уже в моей коллекции после целого концерта в Лондоне. Скажи сразу про оба — Господи, какая красота.
Я оговорюсь сразу — я к Коэну как к исполнителю отношусь с огромным уважением, но без придыхания всё-таки. Альбомы его я постоянно не слушаю, а в ранних и вовсе не очень хорошо разбираюсь — знаю, конечно, набор великих старых песен, но вот пластинками прямо не слушал практически никогда. Даже при всём при этом живые видео записи, сделанные во время его нынешнего концертного тура, который продолжается уже года два-три, производят невероятное впечатление. Причем тут нельзя сказать какое-нибудь привычно-агрессивное словечко типа «сметает» — потому что коэновская музыка совсем не так действует, она очень спокойная и сдержанная. Она просто к тебе приходит, и ты в неё влюбляешься, по другому никак. Я такое видел уже — у меня есть друзья в разных уголках планеты, которые тоже ни разу не были большими фанатами и знатоками Коэна, а потом случайно практически попали на его концерты, и после только и сыпали эпитетами вроде «гениально», «непревзойденно» и «навсегда».
Это правда феномен, который довольно сложно объяснить. Вот стоит на сцене дедушка в костюме и шляпе, похожий на очень мудрую и очень добрую черепаху. С ним музыканты — три подпевающих девушки, клавишник, басист, ударник, саксофонист, гитарист, скрипач. Дедушка хриплым глубоким голосом что-то неторопливо басит, девушки красиво подвывают, музыканты плетут прозрачное звуковое полотно самого, казалось бы, нехитрого свойства — в принципе, не надо сильно напрягать фантазию, чтобы представить, как подобный нежный минимализм звучит в каком-нибудь ресторане, или на радио «Шансон». Но — у Коэна всё это почему-то складывается в такую музыку, которой вот уже два или три года заворожено внимают огромные аудитории по паре десятков тысяч человек по всему миру, внимают и после каждой песни встают, чтобы похлопать. И даже когда смотришь это не вживую на сцене, а просто на экране телевизора, чувствуешь перед происходящим такое же благоговение. Моментальное пр чём — я уже многим друзьям, что в гости приходили, включал эти концерты, и не было ещё ни одного человека, кто сказал бы «Знаешь, чё-то никак, выключи лучше». Реакция у всех одинаковая — ох ничего себе.
За этой коэновской аскетичной простотой чувствуется невероятная глубина и именно мудрость — ты его слушаешь, и на тебя такое ощущение нисходит, будто, не знаю, ты только что очень хорошо и основательно с папой по душам поговорил, и все твои сомнения и смятения в процессе этого разговора сами собой развеялись. Я к этим концертам натурально возвращаюсь, когда хочется какого-то спокойствия, мысли в порядок привести, как-то в стабильное состояние вернуться, в общем — и всегда помогает, правда. Я бы и всем рекомендовал. Вот только что, кстати, прямо в процессе написания этого текста осознал, что концерты Коэна — это идеальная новогодняя музыка. Вступать в новый год в таком настроении, которое после них возникает — самое то.
Сергей Мезенов