Традиционно делюсь прочитанным за 2010 год в надежде, что и вы поделитесь и порекомендуете. Ибо для меня хорошая рекомендация — главный повод ознакомиться с книгой. В 2010 читал мало (в 2009 больше) в силу разных обстоятельств, поэтому список не слишком утомителен. Поставил и оценки, в одном из недавних постов мы решили, что оценки писателям надо начинать ставить уже в детском возрасте. Итак, вообразите, что мы дети...
«Нагие и мертвые» Норман Мейлер. Впечатлением делился, оценка 3 — (однозначное «добро» от меня в этом итоге пятерка).
«Сочинения» Павлов Н.Ф. Русский писатель девятнадцатого века. Вспоминаю с трудом. 2.
«Сборник пьес» А. Вампилов. С удовольствием перечитал этого славного драматурга. В особых представлениях не нуждается. Кто знает — тот любит. 4.
«69 мест, где надо побывать с мертвой принцессой» Стюарт Хоум. Ничего в этом писателе нет. Полная и абсолютная лажа, чушь, халтура. 1.
«Кэрель» Жан Жене. Годик как я стал немного посматривать артхаусные фильмы. Прочитано под впечатлением от кино Фассбиндера (а может и наоборот). Хорошая книга, поэтичная, хоть и гомосексуальная до самого глубокого нутра. 4.
«Старикам тут не место» Кормак Маккарти. Хрень почти полная, Что-то человеческое лишь в финале проблескивает. В остальном — дешевка. 2.
«Хазарский словарь» Милорад Павич. Павича читал, но не скрою, с его главной работой познакомился впервые. Произвело. 4.
«Трави трасу!» Тони Уайт (типа. Но сеть утверждает, что тот же Стюарт Хоум). Как ни странно, получше Хоума. Но все равно 2.
«История приключений Джозефа Эндрюса» Генри Филдинг. Любопытный роман британского классика. Великих не оцениваем.
«Бессмертие» Милан Кундера. Стал читать потому, что соскучился по Кундере. Но тут же и надоел: все те же ходы, мило, но однообразно и мелко. 2.
«Вальс на прощание» Милан Кундера. 3 -.
«Записки на табличках Апронении Авиции» Паскаль Киньяр. Вещь, которая мне у Киньяра более всего приглянулась. Но для знатоков, конечно. 4 +.
«Стамбул. Город воспоминаний» Орхан Памук. Книга, за которую автору присудили Нобелевскую премию. Книга о городе, о молодости. Симпатично и только. 4.
«История романтизма» Теофиль Готье. Известнейшая вещь. Не оцениваем.
«Пейзаж, нарисованный чаем» Милорад Павич. 3.
«Неспешность» Милан Кундера. 2.
«Порно» Ирвин Уэлш. Читается легко, но хуже по качеству, чем «На игле», скажем. 2.
«Служанки» Жан Жене. 2.
«Кошмары аиста марабу» Ирвин Уэлш. Линия с марабу слишком затянута. 2.
«Тридцатая любовь Марины» Владимир Сорокин. Я, наверное, последний человек в России, читающий Сорокина. Пишет он складненько, но губит концептуализм. Согласно изначальным, а, значит, ложным установкам (у писателя не должно быть изначальных установок. По крайней мере, слишком определенных) Сорокин меняет стиль во второй половине повествования, используя (пусть и для передачи идеи) советскую пропагандистскую трескотню. Мысль его становится понятна на второй странице, и последующие полкниги уже неинтересно читать. Как я помню, в других книгах у него нечто похожее, что, безусловно, следует признать неудачным приемом. 2.
«Фараон и наложница» Нагиб Махфуз. Роман трудно оценить — перевод очевидно неадекватен, но глубины, кажется, угадываются. 3.
«Поколение Икс» Дуглас Коупленд. Еще хуже Пелевина. 2.
«Чтец» Бернхард Шлинк. Местами очень неплохо, даже трогательно. Но по большому счету ничтожность романа в сравнении с затрагиваемыми проблемами убивает читателя. 3.
«Другой мужчина» Бернхард Шлинк. Рассказ, кажется. Не отложился. 1.
«Неведение» Милан Кундера. 2.
«МБ» АГ. Прелюбопытнейшая книга. Множество мыслей, созвучных сегодняшнему дню: в частности, убийственная и справедливая критика демократии, как системы, позволяющей уходить от ответственности (когда отвечает большинство — фактически не отвечает никто). Полагаю, именно вследствие этих мыслей «МБ» и была запрещена в России, а не потому, что там антисемитизм или что иное (когда это у нас антисемитизма боялись?). Вещь не художественная, поэтому не оцениваем.
«Вино из одуванчиков» Рэй Брэдбери. 5.
«Страх вратаря перед
«Французское завещание» Андрей Макин. Роман, пожалуй, самого известного в мире писателя-красноярца. Гонкуровская премия. 3.
«Любовник» Маргарет Дюрас. 3 +.
«Школа для дураков» Саша Соколов. Также впервые прочел. Из всех русских, пытавшихся на нашей почве изобразить последнюю главу «Улисса», Соколов лучший. 2.
«9 рассказов» Джером Сэллинджер. Перечитывал под влиянием (назвали величайшей книгой рассказов). Есть хорошие, но потрясающих не заметил. 3.
«Откровенность за откровенность» Поль Констан. Писал об этом. 2.
«Американская оккупация» Паскаль Киньяр. Киньяр классный в большинстве проявлений. Даже в сочинении на тему послевоенной Франции он выдал неплохое произведение. 3.
«Бойня № 5 или Крестовый поход детей» Курт Воннегут. Рекомендовали, как одну из лучших книг о войне. Автора не люблю, почти не перевариваю. Но прочел, и прочел легко. Воннегут — мужик, похоже, неплохой, относительно честный и порядочный. Но крутизны ему не хватает. Уход в фантастику, как и в случае почти всех прочих авторов — признак слабости, страха перед реальностью. Фантасты, короче, — сачки. 3.
«Рассказы» Шервуд Андерсон. Весьма котирующийся в Штатах прозаик. Есть занятные штучки, но немного. 3.
«86 рассказов» Ким Мунзо. Писатель — каталонец. Всю книгу не прочитал — слишком здоровая. Да и неинтересно. 2.
«Человек без свойств» Роберт Музиль. Классика. Но, кажется, вариант мне попался неадекватный. Писатель, кто не знает, класса Джойса, Кафки или, скорее, Платонова. 4.
«Голодная дорога» Бен Окри. Букер. Длиннющий роман писателя-нигерийца об их африканских делах. Замечательные места о боксерских боях, есть много удачного о духах. Но нельзя быть таким мелким и однообразным. Концентрации не хватает. Еще одно доказательство, что Русский Букер не хуже. Ну, то есть такое же дерьмо, как и английский. 3.
«Дети полуночи» Салман Рушди. Писал о нем. 4.
«Американская пастораль» Филип Рот. Также делился. 3.
«Самостоятельные люди» Халлдор Лакснесс. Исландский классик, Нобелевка, все дела. Достойно, о рабочем люде, о том, как человек хотел стать человеком и, по сути, у него не получилось. А разве может получиться такое в современном мире (или в любом земном мире)? 4 +.
«Последние распоряжения» Грэм Свифт. Букер. Неплохая, хотя и довольно запутанная для меня книга. И как-то тяжело отдалась. 4.
Вывод: рекомендую лишь Брэдбери, но это и вправду детям, поскольку с ним, надеюсь, большинство взрослых знакомо. Кстати, заметил: раньше я читал собраниями сочинений: брал собрание автора и прочитывал. Потом стал читать томами. Теперь читаю произведениями — роман или сборник рассказов одного автора, и не более. Здравствуйте, старость, лень и маразм.
Антон Нечаев