Режиссер - Дэвид О. Расселл
В ролях: Марк Уолберг, Кристиан Бэйл, Эми Адамс, Мелисса Лео, Джек МакГи
Продолжительность - 116 мин
Так уж сложилось, что бокс - идеальная тема для историй в духе «пацан к успеху шёл». Видимо, в силу наглядности метафоры - вот человека лупцуют-лупцуют почем зря на ринге, а потом он раз, собирается с силами и вламывает в ответ; мол, и в жизни так же. «Боец» Дэвида О. Расселла, один из фаворитов нынешней «Оскар»овской гонки, вроде бы про всё то же самое - но при этом интереснее, глубже и смешнее во много раз, чем бывало до этого.
В самой истории Микки Уорда (Уолберг), асфальтоукладчика откуда-то из-под Бостона, который в один прекрасный день в 1993-м году добоксировался до чемпионского титула, вроде бы нет ничего примечательного. Жил себе парень, боксировал понемногу, маялся с огромной семьей из железной мамы-менеджера (Лео), брата-тренера (Бэйл), когда-то местной легенды и удачливого боксера, а ныне суетливого крэкового торчка, папы-рохли (МакГи) и семи взрослых сестриц одна другой краше. Обычный «Рокки», с поправкой на временной и локальный колорит, в общем.
Но тут на эту историю запускают режиссера Дэвида О. Расселла, эксцентрика и мизантропа, человека, способного превратить в весело-кусачую снайперскую сатиру практически любую тему, от семейной дисфункции («Играя с огнём») и инцеста («Отшлепать обезьянку») до войны в Ираке («Три короля») и метафизических поисков смысла бытия («Взломщики сердец»). Расселл немедленно немножко смещает фокус - и «Боец», формально следуя всеми остановками духоподъемной спортивной драмы (монтаж тренировок под правильную песню, триумфальный финальный бой), оказывается практически блистательным фильмом совсем про другое.
Семья со всем запутанном клубком её плюсов и минусов всегда особенно интересовала Расселла (у него даже оба первые фильма полностью об этом). Именно эту тему он вытаскивает на первый план и в «Бойце». При этом здесь нет чёрного и белого - Расселл не обличает, скорее он заворожено любуется тем, как сложно всё устроено. Он безжалостен, но честен. Он смешно выпячивает недостатки, но не съезжает при этом в карикатуру. Скорее, он показывает, как семья может быть одновременно и удавкой на шее, и освежающим глотком воздуха, причем роль и того, и другого могут исполнять одни и те же люди.
Он рисует папу-подкаблучника, живущего под тотальным контролем восьми внушительных женщин в своём доме - но даёт ему возможность в нужный момент стукнуть кулаком и сделать как надо. Он лепит образ возлюбленной-барменши (Адамс), которая вроде вытаскивает Микки из удушающе-крепких объятий его семейства, но потом сама не замечает, как постепенно превращается в такую же мамашу. Словом, он умудряется вскрыть трудно постижимую «тяни-толкай» динамику внутрисемейных отношений, высмеяв смешное и воспев нужное, но не отдавив никому из персонажей ничего жизненно важного.
Актёры с радостью купаются в этих бесконечных нюансах. Солирует в основном Бэйл с самой энергичной и суетливой ролью, но и Лео, и Адамс, и незаслуженно обойдённый «Оскар»овской номинацией Уолберг в роли добродушного полена с вечно нахмуренным лобиком, на чьих широких крепких плечах все привыкли ездить, блистают как никогда. Ужасно жаль, что нельзя дать «Оскара» им всем сразу - заслужили, это не вопрос.
Вердикт Кочерыжкина - блистательная сатирическая трагикомедия про семью, красиво замаскированная под спортивное кино