Главная
>
Статьи
>
Культура
>
Опознание – Домашний кинотеатр

Опознание – Домашний кинотеатр

04.05.2011
6

Прекрасный детектив 58-го года от режиссера Дона Сигела, известного в первую очередь своими более поздними фильмами («Грязный Гарри», «Блеф Кугана»).

Начинается «Опознание» просто грандиозно - там первая минута прямо вбрасывает тебя в фильм. Порт Сан-Франциско, таксист внезапно пытается скрыться с чемоданом одного из пассажиров, чуть не влетает в грузовик, сбивает патрульного, тот успевает пальнуть в ответ, оба в результате погибают. Пока зритель выдыхает, начинается основательный фильм-расследование - приходят два кряжистых мужика-полицейских с рельефными лицами и утробными голосами, начинают неторопливо ходить туда-сюда, беседовать со свидетелями, ходить к экспертам, обсуждать улики, устраивать очные ставки. Постепенно вырисовывается картина большой тайной операции по провозу наркотиков - их пихают ничего не подозревающим туристам под видом сувениров, а по прибытию надо сувениры изъять. Пока полицейские ходят, из Майами приезжают два мутных типа, как раз выписанные заниматься изъятием сувениров у следующей партии пассажиров - и вдруг выясняется, что расследование было делом второстепенным, а сейчас начнётся совсем другое кино.

Я где-то наткнулся на мысль, что «Опознание» - это такой ответ Сан-Франциско на оду Нью-Йорку в «Обнаженном городе». Откуда эта мысль взялась, в принципе понятно - здесь точно так же преступление вписано во вполне реальный и хорошо ощутимый городской контекст, и полицейские так же неспешно прогуливаются по реальным улицам и заведениям живого, настоящего города. Более того, преступление тут такого свойства, что где-то ещё, кроме портовых городов, случиться в принципе не могло. Там есть замечательные моменты в плане устройства вещей - например, полиция в какой-то момент приходит в таможню, а там только честно разводят руками, мол, не можем же мы вообще всех пассажиров проверять, у нас народу столько нет. Ну, и ещё очень мило, что чуть ли не все бандиты тут непременно наркоманы - и по реакции людей, когда это выясняется, видно, что наркоманию только-только возвели в ряд страшного национального пугала.

Но «Опознание» - ответ Жюлю Дассену ещё и в том смысле, что тут всё по-другому. Производственное кино про расследование в какой-то момент меняет точку зрения и становится производственным кино про преступление - таким же неспешным, но более мрачным и чёрно-юморным, со множеством чисто жанровых деталек. Появляются фактурные бандиты с кличками и странностями - одного зовут Танцор, другой собирает в блокнотик последние слова своих жертв и потом любит их пообсуждать; мол, смотри, как прекрасно в этих его словах проступают те-то и те-то качества погибшего, красота), ещё одного никто никогда не видел, но все знают, что он главный. Тут же запускается классическая схема про дело, которое идёт наперекосяк. К финалу от неспешности не остаётся и следа - вторую половину всю кусаешь ногти, последние минут 15 идёт довольно мощная автомобильная погоня. «Опознание», может, и не классика криминального жанра - но когда его смотришь, вопросов, классика это или не классика, в принципе не возникает; не до таких мелочей совсем в процессе. Замечательная вещь.

А, и кстати, маленькая занятная деталь - «Опознание» были киноверсией сериала про полицию Сан-Франциско, который шёл с 1954 по 1960-й год. Вот было бы занятно его сейчас посмотреть.

Сергей Мезенов 

Рекомендуем почитать