Главная
>
Статьи
>
Культура
>
Срок до рассвета - Домашний кинотеатр

Срок до рассвета - Домашний кинотеатр

11.05.2011
5

Очаровательный нуар 1946-го года, о том, что большой город - это зло, и всем надо возвращаться домой к маме в деревню.

Главный герой фильма - молодой наивный моряк Алекс. Во время увольнительной в Нью-Йорке он попадает в странную ситуацию - спьяну забрав у неприятной дамы из дома пачку денег, он потом, немного придя в себя, решает вернуть (не потому, что сильно стыдно, а потому, что честь мундира марать не хочется - он же в нём был, когда деньги стащил). Уговорив подвернувшуюся под руку добросердечную танцовщицу сходить с ним за компанию, Алекс обнаруживает, что неприятная дама за это время была кем-то задушена. Сам он вроде бы не убивал (хотя до конца не уверен, ибо помнит не всё), и бегать от закона по поводу не им совершённого преступления тоже не планирует - поэтому он решает, что преступление надо раскрыть. А до рассвета это нужно сделать потому, что в 6 утра у него автобус обратно на базу - а если он уедет, так и не разобравшись в деле, то всех собак гарантированно свесят на него.

Поставил это дело режиссер Гарольд Клурман, удивительный человек, знаменитый театральный режиссер, драматург и критик, у которого в карьере был один-единственный художественный фильм - и тот он считал «пустяком» и «бессмыслицей». Сценарий тоже написал человек, который больше известен как театральный драматург, чем как голливудский сценарист - Клиффорд Одетс, социалист и коммунист, автор «Сладкого аромата успеха» и один из прототипов коэновского драматурга-идеалиста Бартона Финка, сгинувшего в ненасытной утробе Голливуда. Понятно, что этим двум театралам, имевшим самое непосредственное отношение к становлению в 30-е и 40-е годы нового американского театра, менее всего интересно клепать классический детективный сюжет - потому-то «Срок до рассвета» весело разъезжается в самые неожиданные для нуара стороны.

Фильм прекрасен тем, что в нём всё немножко неправильно. Расследование тут ведут моряк и танцовщица; в какой-то момент к ним присоединяется совестливый таксист и замотивированный гангстер. Расследование ведётся соответствующим образом - герои постоянно идут не туда, куда надо, и совершают массу лишних действий. Погнались за подозрительно спешившим мужиком - оказалось, он спешил в ветеринарку с больной кошкой. Придумали сложный план, чтобы обезвредить толкущегося под окнами подозрительного типа - он оказался безобиден. Поехали в заведение тайком поговорить с подозреваемым - а там вечеринка, копа провожают на пенсию; соответственно, полное здание пьяных полицейских. Плюс дело несколько осложняется тем, что желать неприятной даме смерти в принципе могли практически все, кто её знал.

В сюжете - масса прекрасных деталей; например, место преступления, где с течением ночи собирается всё больше народу, находится через дорогу от полицейского участка. Среди прочего действуют хромая женщина, трагически влюбленный слепой пианист и вечно пьяный спортсмен-легенда, который регулярно приходит орать под окнами в самый неподходящий момент. Убийцу невозможно угадать в принципе - потому что его конкретная ситуация с убитой в фильме попросту не проговаривается вообще, до самой развязки.

Ещё трогательная деталь - что создатели «Срока до рассвета», в конечном счёте, оптимисты. Мир нуара же всегда мрачен и безысходен - пороки, коррупция, преступления, всюду ложь и обман, человек человеку волк, зло торжествует, и всё такое. А тут главный герой - наивный балбес, и все за ним начинают таскаться именно потому, что цепляются за эту наивность и чувствуют что-то вроде ответственности за него; и, помогая ему, они сами все становятся немного лучше, начинают совершать разные правильные поступки и т.д. В финале танцовщица и вовсе уезжает вместе с ним домой, к маме в Вирджинию - у него там просто база рядом. Такой вот милый приговор большому городу с его пороками.

Сергей Мезенов 

Рекомендуем почитать