Грустно, когда поводом поговорить о призерах World Press Photo становится не только награда фотожурналиста, но и его трагическая смерть.

Вооруженные конфликты последних лет унесли немало жизней тех, кто освещает боевые действия: «новостников», фото и видеооператоров. Почти год назад в Ливии погибли два западных журналиста: репортер Тим Хезерингтон и фотограф Крис Хондрос. Потеря болезненная: Хезерингтон был одним из режиссеров документального фильма «Рестрепо» о войне в Афганистане, который номинировался в 2011 году на «Оскар». Хондрос — один из мастодонтов западной фотожурналистики, чьи снимки стали уже во многом иконическими, заняли место на обложках книг по фотожурналистике. В Ливии репортеры попали под минометный обстрел в городе Мисурата, захваченном мятежниками и осажденном армией Муаммара Каддафи.
Мертвый, еще с пятнами крови на теле Муаммар Каддафи, беззащитно и бесславно лежащий на матрасе в холодной комнате для хранения овощей — этот снимок завершает ливийскую серию Реми Ошлика, французского фотографа, получившего за нее в этом году 1 место в категории «События» на World Press Photo. По иронии судьбы, два дня назад, 22 февраля, в Сирии, Реми Ошлик, а также журналистка британской газеты «Sunday Times» Мари Колвин погибли в Сирии, под обстрелом, который ведут правительственные войска.
Если отбросить в сторону экстремальный туризм для толстосумов в горячие точки, если вычеркнуть из фоторепортеров тех, кто преследует единственную цель — заработать денег, продав «сенсацию» для обложек — останется небольшая прослойка журналистов, которые на войне остаются верными профессии и работают по-настоящему качественно. Живут на военной территории годами, умеют не бездумно нажимать на кнопку, могут определять для себя этические границы дозволенного и недопустимого в военной фотографии. Наверное, быть профессионалом на войне немного сложнее, чем оставаться им, сидя в офисе или торгуя мебелью. Нужно как минимум уметь уворачиваться от пуль и осколков. У Реми Ошлика, как и у многих других журналистов, увернуться не получилось. Но получилось сделать очень глубокую, наполненную агрессией и драматизмом ливийскую серию, которая теперь уже останется в истории. Не только фотожурналистики.
Гийом Клавьер, главный фоторедактор Paris Match, заявил в конце прошлого года, что Реми Ошлик был одним из самых талантливых молодых фотографов своего поколения: «Мотивация, энтузиазм, поражающее любопытство. Реми способен переходить от одной сложной новостной темы к другому, менее драматичному сюжету. Но с тем же фотографическим качеством».
[Реми Ошлик родился во Франции в 1983 году. В 2004 году работал на Гаити во время свержения президента Жан-Бертрана Аристида, за репортажи оттуда был удостоен премии Франсуа Шале для молодых журналистов. Работал в Конго в 2008 году во время эпидемии холеры и на президентских выборах на в Гаити в 2010 году. В 2011 году работал в Тунисе, Египте и Ливии. Его фотографии публиковались в Le Monde, VSD, Paris Match, Time Magazine и The Wall Street Journal].
Анна Мерзлякова