Главная
>
Статьи
>
Мамы

Мамы

05.03.2012
6

Режиссеры — Евгений Абызов,Сарик Андреасян, Алан Бадоев, Дмитрий Дюжев, Ашот Кещян, Кирилл Козлов, Тихон Корнев, Карен Оганесян, Эльдар Салаватов

В ролях: Сергей Безруков, Дмитрий Дюжев, Лия Ахеджакова, Петр Федоров, Светлана Ходченкова, Михаил Пореченков, Екатерина Васильева, Егор Бероев, Равшана Куркова, Гоша Куценко, Анастасия Заворотнюк, Игорь Верник, Федор Добронравов, Марина Голуб, Нина Русланова, Алексей Горбунов

Продолжительность — 103 мин

Говорить что-то плохое про художественный фильм под названием «Мамы», главный посыл которого в том, что мам надо любить, ценить и как можно чаще навещать — всё равно что, не знаю, пинать сапогом котёнка или хамить вдруг маме за завтраком. Независимо от уровня аргументации в любом случае будешь выглядеть неблагодарной сволочью, которая не любит свою маму. А маму я свою люблю. После фильма, между прочим, даже съездил к ней в гости. Хотя фильм тут, конечно, ни при чём; я бы и так поехал.

Вообще, эта наклёвывающаяся в отечественном кино традиция — обеспечить своим праздничным фильмом каждый национальный праздник, начинает немножечко беспокоить. Ну, ладно Новый год, ну хорошо, Восьмое марта — но дальше-то что? Сборники тематических киноновелл про суверенную независимость России? Киноальманах на животрепещущую тему «Согласие и примирение»? Мир, труд, май, кого хочешь, выбирай? В общем, страшновато за будущее собственной профессии, чего уж там. Хотя конкретно на «Мамах» не то чтобы сильно мучительно больно. Скорее, немного неловко за создателей.

Почему-то в нашем новейшем кино принято, заводя речь о чём-то предположительно добром и хорошем, немедленно впадать в такую преувеличенную открыточную благостность. «Мамы» практически полностью выполнены именно в такой интонации — особенно это касается новеллы с участием Сергея Безрукова, снятой Дмитрием Дюжевым. История о суперуспешном московском бизнесмене, который, движимый неясным экзистенциальным томлением, срывается вдруг в глухомань под названием Копейск навестить маму, снята чуть ли не как философская притча — Безруков ходит по полуразрушенной деревне, вокруг клубится туман, а когда камера начинает торжественно отслеживать его степенный проход по полю среди высохших с прошлой осени колосьев, инстинктивно ждёшь, что он сейчас начнёт их этак по рассел-кроуовски загребать ладонью.

В остальных новеллах всё несколько попроще — либо натужная эксцентричная комедия (как в истории про оперативника Дюжева и его маму Ахеджакову, с которой он случайно оказывается вместе на опасном задании, или про сына Гоши Куценко, который устраивает хитро придуманную операцию, чтобы поздравить с 8 марта одинокую маму-певицу), либо неприкрытое масляное нравоучение (новелла с Горбуновым, рассылающим по работе смс-разводки типа «Мама, вышли денег», жертвой которой в какой-то момент становится его собственная мать). Только у Карена Оганесяна в зарисовке «Я не Коля» с Пореченковым и Васильевой получается выдержать какую-то человеческую, полную тихого достоинства интонацию. Остальные как-то уж слишком суетятся, лебезят и стараются угодить всем сразу, отчего возникает несколько неприятное впечатление — что для большинства постановщиков участие в «Мамах» сродни дежурной открыточке маме, которую отписал и сунул в почтовый ящик накануне 8 марта. И теперь можешь целый год ходить довольный тем, как совершил правильное и доброе дело, и не вспоминать о маме до следующей весны.

Вердикт Кочерыжкина — чересчур благостная и не очень-то искренняя кинооткрытка к празднику

Рекомендуем почитать