Главная
>
Статьи
>
Orbital «Wonky»

Orbital «Wonky»

19.04.2012
13

На обложке нового альбома Orbital — лаконичная размазанная хреновина; на самом новом альбоме Orbital трепет и мерцание синтезаторов — чёрт, ничего удивительного, что альбом «Wonky» действует примерно как машина времени, возвращая слушателей куда-то в середину девяностых.

Дуэт братьев Фила и Пола Хартнолла был одним из первых коллективов, кто уверенно прокладывал электронике дорогу из клубного рейверского подполья на фестивальные и стадионные сцены мирового значения. Для контекста — The Chemical Brothers, одни из нынешних звезд стадионного техно, ещё только готовились писать свою первую пластинку, когда Orbital уже выступали в Гластонберри одними из хэдлайнеров, обкатывая материал своего третьего альбома. За девяностые Хартноллы записали пяток практически идеальных пластинок легконогой и остроумно устроенной танцевальной электроники, а в нулевые как-то подрастеряли былую хватку и в 2004-м году, после относительно неудачного «Синего альбома», решили разойтись по-хорошему. Во второй половине нулевых, однако, волной ностальгических фестивальных реюнионов захлестнуло и их — после чего, увидев, какой приём им оказывала соскучившаяся публика, братья Хартноллы решили вернуться в строй в качестве полноценной творческой единицы.

«Wonky», несмотря на восьмилетнюю паузу в совместном сочинительстве, молниеносно опознаётся, как работа Orbital. Им всегда были свойственны особый, будто бы полупрозрачный, приподнятый над землей звук и потрясающая чуткость в работе с мелодиями — легкие, будто пунктирные синтезаторные линии их композиций постоянно рвались прямо под облака. Другой их важной особенностью было существование вне четких жанровых рамок. Будучи несомненными продуктами 90-х, они, тем не менее, скорее свободно заимствовали у разных жанров нужные им элементы (эпическую мечтательность хауса, инженерную четкость техно, ритмическую сложносочиненность джангла и пр.) и переосмысливали их в рамках сугубо индивидуального звучания, нежели торопились встать под чьи-то флаги.

На «Wonky» Orbital не только укрепляют этот статус коллектива, существующего за скобками всяческих стилевых ограничений, но и симпатично над ним иронизируют. Они нарекают пластинку названием недолговечного и сгинувшего пару лет назад под-стиля электронной музыки, а потом не собираются даже делать вид, что что-то на их пластинке звучит на него похоже. Они зовут в гости молодую певицу Нику Розу Данилову, специализирующуюся в своём проекте Zola Jesus на потустороннем готическом синти-попе, и дают ей роль засмотревшейся на небо хаус-дивы — с которой та, к слову, справляется с блеском (см. заоблачный сингл «NewFrance»). Они подтрунивают над современным пацанским излётом дабстепа, сначала будто нерешительно пытаясь его воссоздавать, а потом, хохмы ради, молодецки соединяя с брейкбитами, подслушанными у The Prodigy образца 1992-го года (см. «Beezledub»).

Но главное на «Wonky» всё же не эти забавные игры, а фирменные Orbital’овские мелодии, возносящие к небу — и с этих позиций «Wonky» стоит зачесть дуэту не просто как компетентный, а как почти сногсшибательный камбэк. «Straight Sun», чья мелодия качает подобно ласковым морским волнам, «Never», в которой Orbital практикуют что-то вроде лечебной мелодической акупунктуры, пятиминутка чистого кислотного счастья «StringyAcid», грандиозная «New France», космический прощальный номер «Where Is It Going!» — всё это вещи как будто не с новейшего альбома ушедших восемь лет назад на покой ветеранов электроники начала 90-х, а с некоего параллельного сборника их лучших хитов. Кажется, возвращаться после многолетнего перерыва нужно именно так — с триумфом.

Рекомендуем почитать