Что может объединять поэта Андрея Родионова, екатеринбургского киноведа Сергея Анашкина, первооткрывателя феномена якутского кино, американского режиссера Энтони Шерина, работавшего в своё время одним из монтажеров на «Уолл-стрит» Оливера Стоуна, и вашего покорного слугу? Правильно — на днях мы все вместе застряли в «УАЗике-буханке» в реке.
В этом ещё одна прекрасная особенность Канского фестиваля — не только в том, что он умудряется свести вместе огромное количество разных людей со всего мира, которые вряд ли могли бы встретиться без него (у меня каждый август — внезапный прирост друзей на Фэйсбуке), но и в том, что он этим встретившимся людям дарит порой опыт, который сложно было бы приобрести где-то ещё. Вот уже третий год в фестивальную программу входит масштабная экскурсия для гостей в соседний Дзержинский район — и это, ребята, такая сумасшедшая феерия на целый день. В рамках этой экскурсии гостей катают на подводах по местам боёв белых с красными партизанами времён Гражданской войны (историю про юного партизана, которого спасла от вражеской пули книжка в заплечном мешке, я скоро разучу наизусть). Возят по местам, откуда белые вели артобстрел стратегически важного села Топол, и показывают обрыв, куда сбрасывали в реку тела расстрелянных. Ведут в реконструированный партизанский лагерь в неописуемо прекрасном месте (там посреди леса из земли выполз гигантский кусок вулканической породы, похожий на какие-то марсианские горы), где сначала разыгрывают как бы бой в лесу, а потом угощают ухой с речной рыбой, приготовленной тут же на костре, и дают пострелять из боевой винтовки образца 1948 года.
Ах, да — ещё есть деревенская ярмарка с цыганами и самогоном (жаль, без медведя), сплав на катамаранах по речке, встреча с первой женщиной-трактористом села Денисово и демонстрация документального фильма про жившего в этом селе всамделишного японского камикадзе. Он летел в августе
Сергей Мезенов