К новому году ждем — как подарков — две экранизации очень важных книг, уже на сто раз переэкранизированных: «Анны Карениной» Толстого и «Великого Гэтсби» Фитцджеральда. Ждем с надеждой — потому что за дело взялись не просто профессионалы и классики, а прямо-таки люди со стилем.
С толстовским текстом поработал постмодернист Том Стоппард (уважаемый за «Розенкранц и Гильденстерн мертвы»), превратив его в сценарий для режиссера Джо Райта (талантливо в два раза сократившего «Гордость и предубеждение»). Анной Карениной он решил сделать Киру Найтли (без которой не обходится ни в одном фильме), а Карениным — Джуда Лоу. Перелистывая «Анну» в который раз, я задумалась: если главное для самого Толстого — семейное счастье Кити и Левина (которое, судя по трейлеру нового фильма — опять уйдет на второй план), то трагедия Анны — лишь сюжетный механизм, помогающий этому счастью, устраняющий с дороги Левина Вронского. Получится ли у хрупкой Киры величавая и переполненная жизнью Анна — вот главная интрига фильма, сюжетное завершение которого все и так знают.
К американской же классике — самому главному роману Фитцджеральда — обратился Баз Лурман (да и кому еще снимать кино о тех легендарных вечеринках Гэтсби — сразу вспоминаются шоу, в которые превращался каждый выход Меркуцио в «Ромео+Джульетта»). Последние годы эпоха двадцатых вообще крайне тиражируема — от модных платьев до чудесного сериала «Подпольная империя». Гэтсби поручено играть Ди Каприо (а он всегда — знак качества фильма).
Любопытно, что обе экранизируемые истории во многом созвучны — и совсем не о рождественском и новогоднем, но видимо прокатчики рассчитывают заманить в кино на эти зимние каникулы и тех, кто обычно там совсем не появляется.
И еще: каждая серьезная экранизация — повод перечитать, сопоставить истории с сегодняшним тобой, потому что такие книги каждый раз читаешь по-разному.