
История вопроса
Красноярский край входит в число лидеров по добыче газа. Но, несмотря на это, регион до сих пор не газифицирован. Исключение составляет только Норильский промышленный узел. Упирается всё в протяженность газопроводов, которые придется прокладывать по труднопроходимой местности.
Перспектива появилась в 2020 году с обсуждением проекта «Сила Сибири-2» — магистрального трубопровода, который позволил бы поставлять сибирский газ в Китай. Изначально обсуждался маршрут через Казахстан, но позднее еще не построенная ветка «переехала» в Монголию. В октябре 2023 года у Красноярского края появился реальный шанс получить газ — президент России Владимир Путин утвердил перечень поручений по итогам совещания, в числе которых была и газификация краевой столицы. В них прозвучала дата — газ должен появится в Красноярске в 2028 году.
По состоянию на весну 2024 года «Газпром» вел проектно-изыскательские работы, а в октябре 2024 года губернатор Михаил Котюков и председатель правления компании Алексей Миллер подписали соглашения о газификации Красноярского края.
Несмотря на это, Красноярский край попал в программу развития газификации «Газпрома» только в апреле 2025 года. Сама программа планируется к реализации в период с 2026 по 2030 годы. Изыскания продолжаются, но магистрального газопровода рядом с Красноярском так и нет. Так что приход газа в Красноярск в 2028 году становится все более призрачным, несмотря на подписанный в Китае меморандум по поводу строительства газопровода.

Воздух чище не становится
Прошедший с момента подписания соглашения с «Газпромом» год показал, что воздух в краевой столице становится только грязнее. Режимы НМУ в безветренную погоду сменяют друг друга с завидной периодичностью.
Пока «голубое топливо» не появится в Красноярске в качестве основного, мегаполис продолжит отапливаться углем. Его действие (и запах) сильнее всего ощущается в частном секторе и окрестностях города — низкие трубы без очистки выбросов не позволяют вывести опасные вещества в верхние слои атмосферы и, тем самым, за пределы города.
«Газификация всей отрасли — это серьезный качественный переход уже на совершено другой уровень в области экологического управления и смягчения экологической ситуации. Не будет мелкодисперсной пыли, значительно сократится их количество, поступающее в атмосферу города», — объяснял в беседе с корреспондентом Newslab руководитель Ассоциации экологических расследований Сергей Михайлюта.

Профессор кафедры экологии и природопользования СФУ Валерий Заворуев еще в 2020 году доказывал с помощью экодатчиков, что загрязнение в пригородах, где нет производств, но дома отапливаются печами, порой выше, чем в городе.
«В тех районах нет никаких промышленных предприятий, нет такого потока автотранспорта. Нет ничего, кроме печного отопления. Мы специально поставили посты, чтобы отследить влияние печного отопления на загрязнения воздуха. Сделали вывод, что в этих пригородах тем грязнее, чем слабее ветер и чем холоднее — то есть, чем больше сжигают угля, чтобы поддержать тепло в домах», — пояснял Newslab Валерий Заворуев.
Есть ли варианты?
Экоактивисты и ученые говорят о необходимости скорейшего перехода на альтернативные виды топлива. Это может быть как автономная газификация с использованием сжатого природного газа, так и электричество. Для обоих этих вариантов необходимо создать соответствующие технические условия, которых в Красноярском крае пока нет.
