Главная
>
Статьи
>
Общество
>
Что делать с пьяными водителями?

Что делать с пьяными водителями?

02.11.2012
34

Правило «выпил – не садись за руль» в России никогда особо не работало. Но то, что творится на дорогах в последнее время, иначе как пьяным беспределом, не назовешь. В Красноярском крае ежедневно ловят до 100 нетрезвых водителей, количество ДТП с их участием с каждым годом растет.

По статистике краевого ГИБДД, за 9 месяцев этого года в крае было зарегистрировано 590 дорожно-транспортных происшествий, совершенных водителями в состоянии алкогольного опьянения. В самом Красноярске таких аварий было 106. Это на 8,9% больше, чем в прошлом году. В ДТП по вине пьяных водителей погибли 72 человека, более 750 получили травмы.

Для сравнения: в Новосибирской области, где проживает примерно такое же количество населения, за этот год зарегистрировано 140 аналогичных ДТП, 36 человек погибли, 156 получили травмы.  

- Проблема пьяных за рулем в крае с каждым годом обостряется. В сутки сотрудники ГИБДД останавливают по 70-100 нетрезвых водителей, за 9 месяцев текущего года таких случаев было 24 тысячи. Это на 4,4% больше, чем в 2011 году, - констатирует и.о. заместителя начальника УГИБДД ГУ МВД РОССИИ по Красноярскому краю Дмитрий Калинин. 

Закона не боятся

Рост страшной статистики гаишники объясняют несколькими причинами. Во-первых, после реформы МВД количество патрулей на дорогах заметно сократилось, благодаря чему нарушители ПДД всех мастей расслабились и почувствовали себя вольготно.

– Нарядов для патрульной службы не хватает – после реформы количество сотрудников ГИБДД в крае сократилось на 27%. Предполагалось, что их функции возьмут на себя технические средства, видеокамеры, которые будут регистрировать всевозможные нарушения. Однако пока получается, что и людей сократили, и техники не хватает. Плюс к тому, часть нарядов всегда оказывается оттянутой на оформление мелких ДТП, оформление тех же нетрезвых водителей. Это занимает по несколько часов, в течение которых сотрудники не отслеживают ситуацию на дорогах. Поэтому на сегодня самый эффективный метод борьбы с пьяными водителями – это специальные рейды по их выявлению, - поясняет Калинин.

Самое же главное, считают в ГИБДД, существующее законодательство не является для любителей выпить за рулем сдерживающим фактором. – Мы обратили внимание, что статистика пьяных за рулем в последнее время прирастает за счет тех водителей, которые ранее были лишены прав за это же нарушение. То есть, на людей вообще не действуют законы – человека уже лишили прав, а он снова сел за руль, и снова пьяный. По закону теперь ему полагается 15 суток ареста, а то и меньше – как судья решит. Ну, и что? Для неработающих граждан это вообще отдых: сиди в теплой камере, на полном государственном пансионе, смотри телевизор, играй в нарды с такими же, как сам, - говорит Калинин.  

Сухой закон для водителей снова хотят отменить

Несмотря на то, что пьянство за рулем в последние годы приобретает масштабы национального бедствия, на государственном уровне сейчас обсуждается возможность возврата к допустимому уровню алкоголя в крови водителя. До 2010 года закон разрешал содержание в крови 0,3 промилле, потом этот допуск отменили. Сейчас предлагается его вернуть на уровень 0,2 промилле. Поправки усиленно лоббирует «Федерация автомобилистов России» («ФАР»). - У многих людей выделяется в организме естественный алкоголь. Некоторые принимают спиртосодержащие лекарства. Однако эти факты не учитываются ни сотрудниками ГИБДД, ни судом, - поясняет координатор центрального совета Красноярского отделения «ФАР» Егор Фролов.

Дмитрий Калинин парирует тем, что «ФАР» вместо того, чтобы призывать водителей к законопослушности, ищет лазейки для оправдания их нарушений. -  Во-первых, существует определенная процедура освидетельствования. В ее правилах написано, что нельзя проводить тест, если человек, например, только что покурил или выпил какой-то напиток. В этом случае, алкотестер действительно может показать положительный результат. Однако через 15-20 минут он не определит содержания алкоголя в крови, если его действительно там нет. Во-вторых, если водитель не согласен с результатом алкотестера, он имеет право проехать на медицинское обследование в наркодиспансер, - говорит Калинин.

Позицию ГИБДД поддерживают и наркологи. - «Выпил квас, кефир, принял лекарство» - все эти типичные объяснения водителей не имеют под собой основания. Содержание алкоголя в кефире и квасе настолько мало, что спустя 20-30 минут после того, как человек их принял, алкотестер не покажет результата. То же и с лекарствами: каким бы мощным ни был препарат, через полчаса прибор не определит его следов в крови. К тому же мощные лекарства не бывают спиртосодержащими. Что касается естественного или эндогенного алкоголя, который вырабатывает организм человека, то его содержание в крови ниже погрешности алкотестера. Прибор теоретически его не определит, - утверждает заместитель главного врача Красноярского краевого наркологического диспансера Евгений Абакумов.

И гаишники, и наркологи убеждены, что возвращаться к допустимому уровню алкоголя ни в коем случае нельзя. Большинство любителей выпить за рулем воспримут это, как прямое разрешение ездить пьяными.   

Наказывать и воспитывать    

Очевидно, что бороться с пьянством в России бесполезно. Однако это не значит, что надо смириться с безнаказанностью пьяных водителей. По мнению экспертов, чтобы искоренить это зло, необходимо, с одной стороны, ужесточить меры наказания, с другой – усилить профилактическую работу. 

- В России сейчас во многом ориентируются на зарубежные страны, перенимают их опыт в различных сферах. Так давайте и с пьяными водителями поступать так же, как там. За рубежом у тех, кто попался пьяным за рулем, конфискуют машины, пожизненно отбирают права, сажают на длительные сроки, - предлагает Калинин.

Мастер спорта России по автомобильному спорту, директор НО «Формула движения» Александр Пономарев уверен, что на нынешнее поколение автомобилистов может подействовать только палочная система, а молодежь нужно воспитывать.

– Для тех, кто уже водит автомобиль, необходимо ужесточать наказание. Если человек решил для себя, что ему позволено выпивать, а потом садиться за руль, никакая социальная реклама, призывы и уговоры на него не подействуют. Много ли людей бросили курить, прочитав «страшилки», которые печатают сейчас на сигаретных пачках? Думаю, единицы. Так и в ситуации с пьяными водителями. Их надо не воспитывать, а наказывать. Но не арестом на 15 суток, а, например, исправительными работами – пусть поработают на государство с полгодика. А вот на молодое поколение, которое еще только готовится сесть за руль, нужно действовать пропагандой и социальной рекламой. Чтобы у них изначально прививалась культура вождения автомобиля, и понимание, что пьянство и руль – вещи несовместимые. Причем, я бы обязал заниматься такой пропагандой производителей алкоголя, - заявляет Пономарев.  

Менеджер по связям с общественностью пивоваренной компании «Балтика» Павел Стешин утверждает, что производители алкоголя в полной мере осознают свою ответственность и даже косвенную вину за пьяных водителей, однако напоминает, что ответственность за это явление должно нести все общество. – Мне кажется, мы немного лукавим, когда публично порицаем тех, кто нетрезвым водит машину. Наверняка, у каждого из нас бывали случаи, когда наш знакомый, коллега, друг или родственник выпивал, а потом садился за руль. А теперь вопрос: кто из нас предупредил об этом полицию?.. Необходимо, чтобы каждый человек осознавал свою ответственность в подобных ситуациях, - полагает Стешин.        

Свои меры борьбы с пьяными водителями предлагают и страховщики. – В настоящее время обсуждается предложение увеличить страховку для тех водителей, которые были уличены в пьяной езде. Однако, по моему мнению, эта мера будет малоэффективной. Таким водителям надо вообще отказывать в страховке, - убеждена заместитель директора страховой компании «РЕСО-гарантия» Татьяна Ямщикова.

Рекомендуем почитать