Режиссер — Бен Аффлек
В ролях: Бен Аффлек, Брайан Крэнстон, Джон Гудман, Алан Аркин, Скут МакНэйри, Клеа ДюВаль, Виктор Гарбер, Тэйт Донованн, Кристофер Денам, Керри Бише, Крис Мессина, Кайл Чэндлер
Продолжительность — 120 мин
«Бен Аффлек — большой режиссер» — ещё несколько лет назад в ответ на такое заявление можно было только закатить глаза да покрутить пальцем у виска. Сегодня же западная критика совершенно серьёзно обсуждает шансы «Операции „Арго“» на «Оскар», в том числе и режиссерский. Лично я не был бы настолько оптимистичен, но что есть, то есть — Бен Аффлек снова снял довольно здоровское кино.
Самое поразительное в «Арго» — это завидная дисциплинированность аффлековского подхода к фильму. Подсмотренная в знаменитой книжке «Тайная история ЦРУ» реальная история о спасении шести сотрудников американского посольства из охваченного переворотом Ирана под предлогом съемок несуществующего фильма требовала довольно сложного баланса интонаций. С одной стороны, это насупленный политический триллер с реальной подоплёкой, с другой — кабинетные шпионские игры, с третьей — язвительный экскурс в абсурд голливудского зазеркалья, где пускание золотой пыли в глаза давно возведено в ранг основной религии.
Аффлек же подходит к такому не самому простому заданию с профессиональной невозмутимостью повидавшего своё репортёра. Задаёт в прологе контекст, потом начинает пересказывать историю — поначалу сухо и неспешно, намеренно избегая лишних красивостей и широких жестов. Но этакий вроде бы скупой традиционализм оказывается по итогу единственно верной интонацией — история постепенно набирает обороты, ставки вырастают каждую секунду, и вот уже сам не замечаешь, что всю вторую половину фильма проводишь на самом краешке кресла.
Причем вот что любопытно — в определенный момент это по-хорошему старомодное, укоренённое в 70-х не только временем действия и любовно воссозданным бытом (имеющийся в «Операции» парад усов, причесок, очков и костюмчиков — отдельная дополнительная радость), но и общим несуетным подходом к вещам кино оказывается ещё и прочувствованным признанием в любви самому кино. Дурацкая иллюзия, придуманная непонятно кем, непонятно зачем, и затем воплощенная в жизнь с весьма мутными целями кучкой эгоцентриков, маньяков и странных типов, оказывается в конечном итоге штукой, способной спасать целые жизни — да, это и про кино в целом в том числе. И в том, что Аффлек по сути приравнивает акт творения к секретной операции, чьё содержание вызывает у большинства знакомых с ним искреннее недоумение, видится важный смысл — думается, любой артист прекрасно знает, что такое быть поднятым на смех и постоянно оказываться на грани провала. Главное — не бояться всё же сделать свой шаг, как бы не складывались сопутствующие обстоятельства; и результат тогда появится непременно.
То есть, «Операция „Арго“» Бена Аффлека похожа на старомодный чемодан. Он, быть может, выглядит довольно традиционно по сравнению с более современными рюкзаками и сумками, но зато сделан на совесть и отлично держит. И внутри у него можно найти много всего интересного.
Вердикт — старомодное, крепкое и отлично выполненное кино
Сергей Мезенов