Интернет пестрит объявлениями о наборах на курсы актерского мастерства. Их предлагают и театральные школы, и всевозможные обучающие центры. Кто и зачем идет на эти курсы, и сколько стоит в Красноярске стать «актером», выяснил корреспондент Newslab.ru.
Школа или курсы
Собственно, актерских школ в городе практически нет. Школа при мим-театре «За двумя зайцами» и недавно открытая школа-театр «Образ» (филиал известной московской театральной школы Сергея Базарова) — вот, пожалуй, и все. В основном же театральные курсы организуют различные образовательные центры, школы имиджа и т.д.
Театральные школы отличает, прежде всего, более продолжительный и основательный подход к обучению. Например, актерская школа «За двумя зайцами» предлагает двухгодичные курсы, по окончании которых студент может быть зачислен в труппу театра. — Все нынешние актеры нашего театра проходили обучение у его руководителей — Валерия и Ирины Зайцевых, — отмечает заместитель директора по связям с общественностью мим-театра «За двумя зайцами» Олеся Соколова.
Кроме того, в школах преподают весь арсенал актерских умений — от психологического раскрепощения и речевой подготовки до вокала и хореографии.
Обучающие центры предлагают в основном краткосрочные курсы — 1-3 месяца, в течение которых студенты осваивают начальные актерские навыки, причем, именно те, которые могут пригодиться в повседневной жизни. Сюда могут входить, например, умение избавляться от психологического зажима, основы импровизации — для быстрого принятия решений и способности ориентироваться в нестандартных жизненных ситуациях, рече-голосовая подготовка.
Стоимость обучения на актерских курсах в Красноярске зависит от их продолжительности. Месячный курс, как правило, включает себя восемь занятий по два часа. Средняя стоимость — 4-5 тыс. рублей.
От недостатка общения
Возрастных ограничений на актерских курсах нет — берут и детей, и пенсионеров. Многие образовательные центры организуют специальные детские курсы, а у того же театра «За двумя зайцами» есть своя детская театральная школа «Розовая страна».
Во взрослые группы принимают студентов от 16-18 лет, однако, средний возраст основной массы учащихся — 25-35 лет. Встречаются и возрастные студенты — 40-50 лет — но их немного.
У каждого возраста свои мотивы для обучения. Детей отдают учиться для общего развития, молодежью руководят амбиции и надежды на актерскую карьеру, зрелая аудитории преследует практические цели. — Помимо актерской школы, у нас есть краткосрочные курсы актерского мастерства. На них приходят в основном взрослые, в чем-то уже состоявшиеся люди, которым недостает каких-то конкретных навыков для успешного продвижения в профессии или вообще в жизни. У кого-то, допустим, работа связана с общением, с презентациями, с публичными выступлениями, а человек испытывает боязнь, проблемы с коммуникацией. Мы выслушиваем его и выстраиваем методику обучения, помогаем раскрепоститься, избавиться от комплексов, — поясняет Соколова.
Еще один распространенный мотив среди взрослых — творческая нереализованность. — У взрослых людей нет амбиций стать профессиональными актерами, но у многих есть творческий потенциал, который они не реализовали в молодости, и не могут реализовать сейчас — в работе и в повседневной жизни. Возьмите, к примеру, банковского служащего: человек имеет дело с ценными бумагами, с цифрами — ему даже противопоказано «творить» в работе. Между тем, в нем скопилась творческая энергия, которая требует выхода. Актерские курсы дают возможность сделать это, — говорит менеджер центра обучения «Решение» Наталья Никитина.
Одиночество и недостаток общения в жизни также многих побуждает записываться на актерские курсы. Здесь люди находят новых друзей, единомышленников, в кругу которых «раскрываются» и эмоционально освобождаются. — Часто наши студенты говорят, что актерские курсы качественно изменили их жизнь. Случается, что на занятиях они находят не только новых друзей, но и свои вторые половинки, — добавляет Никитина.
Народные и заслуженные в учителя не годятся
Преподаватели актерских курсов — как правило, студенты Красноярской академии театра и музыки или актеры городских театров. Например, в центре «Решение» курс ведет одна из молодых актрис Театра им. Пушкина Ольга Белоброва. В «Образе» также преподают молодые актеры из «Пушки».
— Если преподаватель — действующий актер, это всегда плюс для школы. У нас, например, в стоимость обучения входит посещение постановок пушкинского театра, и студенты могут увидеть своего учителя в «деле». Авторитет и доверие к такому преподавателю выше — ученики понимают, что это востребованный актер, не случайный человек в профессии, — говорит Никитина.
С другой стороны, преподаватель вовсе не обязательно должен быть действующим актером. Далеко не все, кто заканчивает Академию, потом работают в профессиональных театрах. Однако от этого они не перестают быть профессиональными актерами. В свою очередь, не каждый актер, даже действующий, может преподавать.
— Главное, чтобы у человека в принципе было профессиональное актерское образование, и при этом еще и педагогический талант. Таких найти очень сложно. Кроме того, у него должно быть стремление обучать других, он должен быть подвижным и открытым. Нас, например, часто спрашивают, почему мы не приглашаем преподавать заслуженных, народных артистов. Так ведь им самим этого не нужно, соответственно, они не смогут никого ничему научить, — утверждает руководитель театральной школы «Образ» в Красноярске Анастасия Гуртовая.
Для студента важно найти еще и «своего» педагога — не просто профессионала, а учителя, с которым будет комфортно и интересно осваивать актерское мастерство. Для этого нужно прийти на так называемое пробное занятие — начальный бесплатный урок, на котором человек может оценить преподавателя и понять, нужны ли ему вообще актерские навыки.