Главная
>
Статьи
>
Экономика
>
Новый этап развития Нижнего Приангарья

Новый этап развития Нижнего Приангарья

Проект «Ангаро-Енисейского промышленного кластера» фактически одобрен Минэкономразвития РФ и в ближайшие годы начнет осуществляться. Это было озвучено на круглом столе, прошедшем в рамках 10 Красноярского экономического форума. Депутаты Госдумы, представители краевого правительства и компаний-инвесторов обсудили основные параметры проекта и перспективы его реализации.

Частно-государственное партнерство

«Ангаро-Енисейский кластер» — очередной этап освоения Нижнего Приангарья. В рамках его создания будет построен ряд новых предприятий. Предполагается, что ежегодная добыча золота в крае увеличится на 34%, добыча никеля — на 36%, производство пиломатериалов — на 8%, выработка электроэнергии — на 13%.

Финансироваться проект будет на основе частно-государственного партнерства. Его общая стоимость оценивается примерно в 260 млрд руб.: 210 млрд вложат частные инвесторы, 40 млрд — Инвестиционный фонд РФ и 10 млрд — Красноярский край.

Участие в проекте подтвердили 9 крупнейших российских предприятий горнодобывающей, лесной и энергетической отраслей — «Полюс», «Сиблес Проект», «Группа „Магнезит“», «Амикан», «Новоангарский обогатительный комбинат», «Соврудник», «ЕвроСибЭнерго», «Кингашская ГРК», «КраМЗ».

— Реализация «Анагаро-Енисейского кластера» позволит сбалансировать развитие края, раскрыть его экономический потенциал и способствовать развитию соседних регионов. Проект будет иметь мультипликативный эффект для всей Сибири. Он обеспечит создание более 20 тысяч рабочих мест на этапе строительства, и около 7 тысяч постоянных мест по его реализации, и будет способствовать привлечению новых трудовых ресурсов, молодых рабочих кадров, — заявил на круглом столе генеральный директор ОАО «Корпорация развития Красноярского края» Станислав Мончинский.

Он добавил, что вложенные в проект средства государственной казны окупятся за 8 лет, а налоговые поступления в бюджеты всех уровней за 10 лет увеличатся на 130 млрд руб. Кроме того, Мончинский озвучил перспективы дальнейшего развития Нижнего Приангарья — запуск третьего пускового комплекса с привлечением новых инвестиций — около 37 млрд руб. из бюджета и 239 млрд частных средств.

Главная проблема — транспортная доступность

На развитие транспортной и социальной инфраструктуры проекта обратил внимание замгубернатора Красноярского края и главный идеолог «Ангаро-Енисейского кластера» Андрей Гнездилов.

— Для нас важно, как будут решаться вопросы занятости населения и создания социальной инфраструктуры региона. Первейшая задача — обеспечение круглогодичной транспортной доступности для населения правобережья Енисея и Ангары. Не секрет, что сейчас это серьезная проблема. Летом населению доступны только речные переправы, зимой — передвижение по льду. Основным же видом транспорта остается дорогостоящее авиасообщение. В целях ликвидации проблемных транспортных вопросов, нами запланировано строительство и реконструкция более 640 километров дорог. Отмечу, что работы по развитию дорожной инфраструктуры идут опережающими темпами. Уже разработана проектная документация на один из объектов — переход через реку Енисей в районе поселка Высокогорский. Более того, она прошла уже государственную экспертизу, и ничто не мешает нам начать работы в течение этого или следующего года. Ожидаем, что на днях будет объявлен конкурс на проектно-изыскательские работы, — сообщил Гнездилов.

Кроме того, замгубернатора поблагодарил частных инвесторов проекта за то, что, помимо производственных мощностей они предусматривают строительство объектов социальной инфраструктуры.

Новая ГЭС необходима

Федоров Е.В. Фото Валерия ЗаболотскогоОдна из проблем освоения территории «Ангаро-Енисейского кластера» — недостаток энергомощностей. Это также отметил в своем выступлении Андрей Гнездилов. — Мы понимаем, что действующая электросетевая инфраструктура не позволит предприятиям развиваться. Только строительство новых объектов энергетики может обеспечить стабильное и бесперебойное электроснабжение производств и населенных пунктов, — подчеркнул Гнездилов.

Новым объектом энергетики в районе станет Нижнеангарская ГЭС. Возможность ее строительства рассматривает компания «ЕвроСибЭнерго» — крупнейший производитель электроэнергии в Сибири (порядка 40% от общего объема). Генеральный директор компании Евгений Федоров обосновал необходимость строительства новой ГЭС.

— На территории кластера заявлены несколько энергоемких предприятий. И нынешних энергомощностей, уже введенных в эксплуатацию либо запланированных в ближайшее время, будет недостаточно для обеспечения их электроэнергией. По нашим прогнозам, к 2020 году в районе сложится дефицит электроэнергии порядка 4,5-7 гигаватт. Строительство Нижнеангарской ГЭС позволит восполнить этот дефицит. Причем, на наш взгляд, ГЭС — это лучшая альтернатива для покрытия перспективного спроса на электроэнергию, — пояснил Федоров.

Глава «ЕвроСибЭнерго» уточнил, что установленная мощность будущей станции должна составить 1,1 тыс. МВт, а ее строительство займет около 10 лет. Первый энергоблок, возможно, будет введен в эксплуатацию в 2020 году.

Альтернативы индустриализации нет

Вопросы экологии и нарушения традиционного уклада жизни местного населения регулярно возникают при обсуждении освоения Нижнего Приангарья. Причем, это одни из самых острых и проблемных вопросов. Как развивать экономику, строить новые производства и при этом сохранять окружающую среду и уклад жизни коренного населения? Участники круглого стола сошлись во мнении, что такой компромисс соблюсти реально.

— Естественно, проблема сохранения экологии и соблюдения интересов местного населения существует, и ее надо обсуждать, решать. Но, на мой взгляд, в ближайшие 30-50 лет у Сибири нет иного пути развития, кроме как индустриального. И это хорошо, поскольку в перспективе такое развитие даст намного более устойчивую экономику. Думаю, каждый субъект федерации должен использовать те преимущества, которые сложились исторически и обусловлены природой, — рассуждает Евгений Федоров.

Депутат Госдумы Раиса Кармазина также отметила необходимость создания «Ангаро-Енисейского кластера» и в целом промышленного освоения региона. — Это вопрос выживания таких городов, как Енисейск, Лесосибирск. Сегодня они практически ничего не могут предложить с точки зрения экономики, — заметила Кармазина.

Алексей Хитров, интернет-газета Newslab.ru

Рекомендуем почитать