Главная
>
Статьи
>
Кадры войны: Анатолий Гаранин

Кадры войны: Анатолий Гаранин

06.05.2013
0

Его имя сегодня известно, пожалуй, лишь немногим исследователям и знатокам российской фотографии. А между тем Анатолий Гаранин — один из сильнейших фронтовых корреспондентов Великой отечественной войны, снимки которого хоть немного приоткрывают не бравую и парадную, а рутинную и скромную сторону войны.

В школе учитель истории говорила нам, что мы многого не будем еще знать о Великой Отечественной, пока будет жив хоть один ветеран: будут скрываться цифры, останутся опечатанными некоторые архивы. Возможно, в чем-то она и была права, потому что, например, военный фотоархив Анатолия Гаранина только недавно стал выходить к зрителю, а его имя — встраиваться в шеренгу мастеров рядом с Евгением Халдеем, Дмитрием Бальтерманцем, Всеволодом Тарасевичем. Возможно, потому, что многие снимки Гаранина, корреспондента «Фронтовой иллюстрации», в тяжелые военные годы не были бравой и энергичной агиткой, не отличались плакатностью и «не тянули» на воодушевляющий материал для первой полосы.

 «Смерть солдата», 1942

Между тем Анатолий Гаранин снял один из сильнейших кадров Великой Отечественной — «Смерть солдата», который стал классикой фоторепортажа. По мастерству и силе он может стоять радом с известным кадром Роберта Капы — «Смерть республиканца», снятом в 1936-м из окопа. Гаранин же запечатлел драматичный военный эпизод на бегу, под обстрелом, на каком-то участке Крымского фронта в 1942 году. Осознание того, что фотокорреспондент мог вслед за падающим солдатом повалиться окровавленным на сотрясаемую взрывами землю, помогает еще раз понять: война не давала никому льгот и дополнительных страховок. Даже если ты работал на советскую прессу.

«Он не суетился, не возил с собой в командировки по стране, как некоторые наши коллеги, запасных галстуков, модных кепи и очков в роговой оправе, дабы придать „цивилизованный“ вид героям съемок... Я знал, как и что снимает Анатолий Сергеевич не только для журнала, а и для себя, не ставя перед собой никаких сиюминутных целей, не связывая труд с непременной возможностью публикации, в свое собственное досье, в ту кладовую, из которой, он в это верил, когда-нибудь сложится картина времени. Времени, в которое мы жили».

Так писал о Гаранине в конце 80-х его коллега, известный советский журналист Алексей Аджубей. И эти воспоминания вторят простым, непафосным фронтовым снимкам мастера, раскрывающим часто ничем не примечательные тяжелые военные будни, ведь сам Гаранин работал на передовой. Мы знаем, что многие снимки военного времени были постановочными, агитационными, угодными советской идеологии. Немногие доступные фотографии капитана Анатолия Гаранина — своеобразный «неформат», который хоть немного приближает нас к пониманию, что война — это про людей. В первую очередь про людей.

 Анатолий Гаранин перед вылетом на задание, 1943 год.

p.s. Работы Анатолия Гаранина разных лет можно посмотреть в архиве РИА Новостей

Анна Груздева

Рекомендуем почитать