Режиссёр — Джефф Уодлоу
В ролях: Аарон Тэйлор-Джонсон, Хлоя Грейс Моретц, Кристофер Минтц-Пласс, Джим Кэрри, Кларк Дьюк, Морис Честнат, Джон Легизамо, Иэн Глен, Линда Бут, Бенедикт Вон
Продолжительность — 103 мин
Супергерои-старшеклассники — слишком лакомая антитеза привычному громадью супергеройского кино; понятно, что одним выпуском тут дело ограничиться не могло. Встречайте «Пипец-2» — бодрое и яркое напоминание про вечную историю с одной рекой и вторым входом.
В первом, гм, «Пипце» англичанин Вон так ловко свёл вместе гипертрофированную комиксовую жестокость и чистосердечный подростковый сплин, что его немедленно повысили до большого супергеройского кино (см. «Люди Икс: Первый класс»). Новый постановщик Уодлоу, дебютировавший в своё время не лишённым остроумия молодёжным ужастиком «Волк_одиночка», старательно тянется за старшим товарищем — если в первой части львиную долю переживаний героев составляли вопросы самоопределения, то здесь им приходится идентифицироваться через различные социальные группы.
Причём разыграно это тоже не без остроумия — обретение Пипцом (о, господи...) коллег по супергеройскому делу зарифмовано с попытками Убивашки вписаться в социальный мир старшей школы, что на практике оказывается не сильно легче кромсания на ломтики тяжело вооруженных злодеев. К делу также периодически подшиваются первые робкие переживания эротического свойства — да и в целом мироощущение подростка, в котором практически каждое принятое решение кажется меняющим весь мир навсегда, передано в фильме довольно неплохо.
Другое дело, что той феноменальной балансировки, что получалась в первой части у Вона, у Уодлоу не выходит вовсе. «Пипец-2» с одинаковым рвением усиливает и легкомысленную подростковую комедию, и залихватскую мультяшную жестокость — так что неудивительно, что, выкручивая газ до отказа в не совсем параллельных направлениях, Уолдоу в результате совершенно не в состоянии удержать своё транспортное средство на дороге. Интонационно фильм адски носит из стороны в сторону — из намеренно гипертрофированной школьной комедии его бросает в брутальную криминальную историю, оттуда во взрослую драму про поступки и последствия, а потом через секунду опять в жизнерадостный садизм.
К тому же Уолдоу совершенно не чует берегов. Да, разница между анархически-непочтительной весёлой экранной жестокостью и откровенной резнёй, между глубокой личной трагедией, одновременно сокрушающей и поднимающей героя на бой, и дежурным авторским садизмом по отношению к важным персонажам, между заслуженной потом и кровью победой и обыкновенной насильственной смертью измеряется неподвластными измерению и объяснению микронами. Но разница эта колоссально важна, и именно эту разницу Уодлоу не понимает абсолютно.
Расчленёнка в новом «Пипце», явно задуманная авторами в комическом ключе, регулярно смотрится как угодно, но не весело. Скажем, когда девочка-подросток под воодушевляющую музыку разрезает на полоски пожилую бронированную лесбу осколками стекла, очень сложно воспринимать эту сцену как триумф героя. И дело тут, по-видимому, вот в чём — максимально упрощая конфликт между своей супергеройской и повседневной сущностью для каждого из главных героев, сводя его к серии взаимоотменяющих «я обещала» и «я дал слово» и механически навешивая сверху по трагической гибели важных для них старших фигур, Уодлоу выключает в героях так важную для нас, зрителей, человеческую составляющую.
Как бы ни была прекрасна повзрослевшая Грейс Моретц (о, эти губы, что будут навещать меня во снах) — если за ней нет настоящего живого персонажа, с понятными нам переживаниями и нелёгким, но всё же сделанным ею выбором, то наблюдение за тем, как она жестоко расправляется с другими людьми, приобретает ту же осмысленность и эмоциональную окраску, что и просмотр порно. С поправкой на то, что в порно люди делают друг с другом куда менее членовредительские вещи (гусары, отставить!)
Вердикт — продолжение остроумного и залихватского кинокомикса — невнятное, не тонкое, адски несбалансированное