«О, как прекрасен заполярный июнь!
Солнце всегда висит над горизонтом, а тени кустов
длинными полосами тянутся по воскресшей земле...
Эта эстетическая география восполняет психологический вакуум».
Л. Гумилёв
Бетонные жилые коробки, которых мягко касается утреннее полярное солнце, остывшие от автомобильного бега асфальтовые дороги, одинокие линии электропередач, протянувшиеся, кажется, в самое небо. Это — Норильск.
Александр Гронский, побывавший в рамках красноярской биеннале в северной арт-экспедиции, показывает суровый «город на костях» без эмоций и социальных подтекстов. Серия фотографий «Норильск. Полярный день» — это набор поэтичных урбанистических пейзажей, безлюдных и молчаливых, но очень тёплых по настроению. Как и в других своих работах (сериях «Меньше единицы» или знаменитой «Пасторали») Гронский романтизирует пространство города и его окраин. Он графично и тонко выстраивает композицию из грубых линий советских построек, дорог, труб и проводов; удивительным образом сочетает бетонно-серый, земельный цвет — с жемчужно-розовым и голубым, а кирпичный — с бирюзовым. Но самое большое наслаждение наблюдать, как Гронский мастерски работает с светом, легко улавливая летнее сияние полярного дня. В его фотографиях Норильск словно спит под мягким световым куполом, наполненным воздухом и тишиной.
Пейзаж Александра Гронского — это не социальное высказывание о Норильске, не антропологическое наблюдение за легендарным городом, а некий образ пространства, интересного своей самодостаточностью. Как замечал сам фотограф, «это сложносочинённое взаимодействие между разными вещами». И действительно, красота его урбанистических сюжетов заключена в некой совокупности всего со всем, а не в контрасте или разобщенности, к примеру, природы и города. Роберт Адамс, один из известных фотографов «новой топографики» 70-х годов, в предисловии к своей книге «Дикий Запад» писал:
«Как это ни парадоксально, однако, мы должны видеть географию цельно: и её природную, естественную сторону, и технологическую, чтобы шире увидеть мир; красота земли, вне независимости от того, что с ней произошло, именно в этом»
Это наблюдение Адамса можно в полной мере отнести и к серии «Норильск. Полярный день», где красота чистого неба сочетается с красотой заброшенного автомобильного кладбища, а «серебристо-изумрудные угольные карьеры» — с обаянием полярного дня. В сочетании на первый взгляд не сочетаемого русско-латвийский фотограф не видит противоречия.
«Норильск. Полярный день» в рамках биеннале под названием «Любовь пространства» становится одним из лучших выставочных фотопроектов, потому что Гронский — по сути — говорит в своих работах не о городе, не о людях в этом городе, а о пространстве, которое теряет качество реальности и становится, как и фотография, вещью в себе. А отсюда и начинается искусство.
Фотовыставку «Норильск. Полярный день» можно увидеть в КИЦе до 3 ноября, купив общий билет по музею.
Анна Груздева,
фотографии предоставлены Красноярским музейным центром