Главная
>
Статьи
>
Metallica: Сквозь невозможное / Metallica Through the Never

Metallica: Сквозь невозможное / Metallica Through the Never

07.10.2013
30

Режиссёр — Нимрод Антал

Продолжительность — 94 мин

Немного смешно, что самой песни «Through the Never», поделившейся своим названием с концертным фильмом «Metallica: Сквозь невозможное», в нём так и не прозвучало. Есть к фильму и некоторое другие вопросы, но пока в зале грохочет музыка, о них можно и не вспоминать.

Жанр большого концертного фильма, последние лет двадцать окончательно прописавшийся по ведомству домашних развлечений, заметно приободрился с появлением современного 3-Д и прочих «аймаксов». Самое время для группы Metallica обратиться к новым, гм, технологиям и запустить своё концертное полотно в кинотеатры. Казалось бы, дело нехитрое, технология более-менее отработана — берёшь толпу народу с 3-Д камерами, запускаешь на свой концерт, готово. Но поскольку Metallica последние лет пятнадцать функционирует в основном под девизом «Мы не ищем легких путей», они пустились на смелый формальный эксперимент — позвали кинорежиссёра, не снимавшего до этого ни концертов, ни в 3-Д, и сделали постановочный концерт, в котором роли зрителей исполнили специально приглашенные статисты, а потом ещё и разбавили его художественной сюжетной линией про собственного техника, которому надо найти затерявшийся по дороге на концерт грузовик с чем-то важным для группы.

Смелый формальный эксперимент — это по идее всегда здорово; другое дело, что в случае конкретно группы Metallica подобные проекты, бывает, заканчиваются чем-то вроде альбома «Lulu». Не стоит, впрочем, пугать преданных поклонников группы упоминанием всуе этого названия, от которого у некоторых случаются острые припадки падучей — «Сквозь невозможное» сделан крепко и хватко, а в своей «живой» части и вовсе почти выдающимся образом.

Организация концерта на съемочной площадке окупается с лихвой — вместо того, чтобы подстраиваться под архитектуру построенного для совсем других целей концертного зала, у съемочной группы фильма были все возможности обустроить площадку под собственные изобразительные нужды. Камера в «Сквозь невозможное» наслаждается небывалой для жанра концертного фильма свободой — она не только свободно путешествует по сцене, забираясь музыкантам едва ли не за шиворот (формат 3-Д, в частности, стоило придумать хотя бы для того, чтобы заглянуть Ульриху внутрь барабанов), она торжественно парит над сценой и зрительным залом, забирается на самую верхотуру над массивными осветительными приборами и даёт захватывающие дух панорамы.

К тому же команда сценических эффектов придумала для этого шоу массу трюков, рассчитанных именно на всевидящее око камеры. Зрителям из зала будет не так-то просто разглядеть эпический видеоряд, организованный прямо в полу сцены, или изображения людей, бьющихся внутри свисающих с потолка гигантских ламп, выполненных в форме гробов — а камера, взмывающая под потолок, уверенно всё это фиксирует. Для этого шоу команда Metallic’и вообще собрала все любимые концертные примочки группы. Так, во время исполнения «... and Justice for All» на сцене сначала возводится, а затем разносится на куски огромная статуя Фемиды с обложки соответствующего альбома, как и в 1989-м году в туре его поддержку; потом на титанической версии «Enter Sandman», оставленной, разумеется, на сладкое, «случайно» загорается один из техников, совсем как в турне по следам альбома «Load».

То есть, в «Сквозь невозможное» Metallica работает в режиме «Лучшее, любимое и только для вас», что, кстати, распространяется и на песенный материал. В программе — только нестареющая классика с точечными вкраплениями относительно новых вещей. В начале — традиционная связка из «Creeping Death» и «For Whom the Bell Tolls», дальше — немного 90-х («Fuel» и «The Memory Remains», кстати, в совершенно сногсшибательной живой версии), легкий привет из нулевых («Cyanide»; с «Death Magnetic», в общем-то, можно было бы взять и чего-нибудь поэффектней) и бессмертные хиты под занавес — «Master of Puppets», «Nothing Else Matters», «Battery», «Enter Sandman».

Потихоньку подбираемся к главному — если с собственно концертом в «Сквозь невозможное» всё более-менее понятно (репутацию одной из лучших живых групп современности Metallica на экране отрабатывает на честную пятёрку), то с сопровождающим его кино дела обстоят далеко не так радужно. Психоделическое бессловесное путешествие молодого парня вглубь раздираемого кровавыми беспорядками необъяснённой природы города снято, безусловно, атмосферно и эффектно, с приятными заходами в брутальную мистику (как будто можно было ожидать меньшего от постановщика «Контроля» и «Вакансии на жертву») — но в цельную внятную историю оно не складывается никак.

Одно дело выписывать смелый экспериментальный нарратив, позволяя зрителям самим соединять между собой точки А и Б — как в том же «Контроле», где поединок героя с безымянным убийцей в «худи» был отражением его внутренней борьбы с самим собой. Другое — спускать на тормозах ключевые моменты своего сюжета, ради которых мы вроде бы всю дорогу и нагнетали напряжение, как регулярно происходит в «Сквозь невозможное». То есть, в отсутствии многих важных ответов о том, что именно происходило в художественной части фильма, видится не столько авторская смелость, сколько их же халтура — сочинив эффектный и зрелищный заход, они так и не придумали, как герою из него столь же эффектно выпутаться. Даже озвученное другими зрителями предположение, что всё происходящее — всего лишь бесконечный трип главного героя (перед поездкой он принимает какую-то таблетку, да и в титрах он подписан как «Трип»), всё равно не отвечает на простой вопрос, зачем нам нужно было на всё это смотреть.

Самая главная нестыковка тут, впрочем, в другом. Даже свободно-ассоциативная логика полноформатного музыкального клипа, которому, как известно, совершенно необязательно быть абсолютно внятным с нарративной точки зрения, тут не срабатывает по одной простой причине — художественные картинки почти никогда не сцепляются со звучащей за кадром музыкой. В те редкие моменты, когда это таки случается — когда кордон спецназа стучит дубинками по щитам в такт вступлению к «Wherever I May Roam», или когда традиционный вопрос Хэтфилда зрительному залу «Are you alive?» оказывается обращенным к герою — в «Сквозь невозможное» образуется совершенно новая энергия, которая возможна только на стыке правильно подобранных относительно друг друга музыки и изображения. Большую часть остального фильма в «Сквозь невозможное» этой энергии нет — и потому вердикт звучит именно так, а не как «Грандиозное кинематографически-музыкальное переживание на все времена». Так, впрочем, тоже неплохо.

Вердикт — довольно эффектный концертный 3-Д фильм с не до конца продуманным сюжетным довеском

Metallica "Death Magnetic"

Put the pedal to the metal, she goes

We never quit, cos you are Metallica

Up your S 

Рекомендуем почитать