В ролях: Люк Уилсон, Кейт Бекинсейл, Фрэнк Уэйли, Итан Эмбри
Продолжительность – 80 м
Часто так бывает, что основные лавры достаются новаторам. Тем, кто неустанно идёт вперёд, изобретает всё новые выразительные формы и средства и локомотивом тянет за собой остальных. Несомненно, подобные люди заслуживают всяческих похвал – но только в их тени зачастую теряются другие таланты, проделывающие, быть может, ничуть не менее сложную и изящную работу. Те, кто не изобретают, но полируют велосипед – деятели, способные взять давно набившую оскомину вещь и парой лёгких движений руки превратить её в нечто небывалое и изумительно прекрасное.
Венгр Нимрод Антал – как раз из числа таких людей. По крайней мере, именно это он проделывает в «Вакансии на жертву» – берёт стандартную, чисто американскую жанровую коллизию и аккуратно разворачивает её так, что она начинает играть какими-то удивительными новыми красками. Уж не счесть, сколько парочек и семей до «Вакансии» совершили ровно тот же самый смертельный поворот с федеральной трассы на обманчиво короткую пустынную дорогу и нашли там вместо быстрого пути домой только мучения и смерть – и, казалось бы, нет ровно никакого резона смотреть на всё это по новой.
Антал, однако, знает секрет – возможно, тот же, что и его коллеги по повышению европейских визионеров в постановщики голливудских ужастиков Кристоф Ган и Александр Ажа. Он знает, как надо снять, чтобы вступительная поездка по ночной дороге превратилась вдруг из обязательного номера программы, который хочется перемотать, в элегантное знакомство с персонажами; как изобразить очередной полузаброшенный мотель так, словно мы видим его в первый раз; как практически без единой капли крови на экране заставить леденеть кровь зрителя.
И если вы сейчас меня спросите – так как же он всё это делает? – ответ будет чрезвычайно прост. В методе Антала нет ровным счетом ничего революционного, он не гений и не волшебник – он просто очень хороший режиссер. Ему известно, что такой мелочью, как правильно подобранные ракурсы и хорошо продуманное освещение можно изменить очень многое – и он меняет, наслаивает на лица ломаные тени, выстраивает невероятные по глубине кадры, словом, честно и изобретательно отрабатывает свою режиссерскую зарплату ровно тем самым образом, каким это и надо делать. И, знаете, это вставляет как-то совершенно невероятно – так, наверное, должен чувствовать себя олигарх после знакомства с первым за многие месяцы человеком, которому от него действительно не нужно ничего, кроме простого человеческого общения.
Вердикт Кочерыжкина – образцовое жанровое кино.