>
>
Сталинград

Сталинград

11.10.2013
169

Режиссёр — Фёдор Бондарчук

В ролях: Пётр Федоров, Томас Кретчманн, Мария Смольникова, Янина Студилина, Дмитрий Лысенков, Алексей Барабаш, Андрей Смоляков, Сергей Бондарчук

Продолжительность — 130 мин

Идти на «Сталинград» Фёдора Бондарчука, заочно объявленный главным российским кинособытием года, было, по правде сказать, немного боязно. На практике всё оказалось гораздо спокойнее — из кинотеатра вполне можно выходить, проговаривая самому себе старый детсадовский стишок про «вот и всё, а ты боялась».

О Фёдоре Сергеевиче Бондарчуке как-то сразу, ещё в контексте дебютной «9 роты», стало принято говорить, как о режиссёре значительном — то ли чисто по наследственному признаку, то ли по совокупности былых творческих заслуг на прочих поприщах (типа ролей в «Даунхаусе» и клипов Натальи Ветлицкой). «Сталинград» — то самое место, в котором образ большого режиссёра из глянцевых журналов наконец-то стыкуется с реальностью; перед нами большое, размашистое, крепко и уверенно сколоченное военное полотно, демонстрировать которое абсолютно не стыдно на любом международном уровне.

Понятно, что для захода на такую титанически важную для нашей страны тему, как Сталинградская битва, необходим был какой-то особый угол зрения — и у Бондарчука и его сценаристов получилось его придумать. «Сталинград» не пытается дать эпическую панораму всей битвы, растянувшейся в реальности на мучительные и кровопролитные полгода, а сосредотачивается на одном крохотном эпизоде — на полуразрушенном доме, ставшим последним препятствием на пути немцев к Волге, в котором засел небольшой, но упорный отряд русских солдат.

Благодаря истории обороны этого дома и нежных взаимоотношений пятерых солдат из отряда с 19-летней девушкой Катей (гусары, отставить — никакой пошлости «Сталинград» себе не позволяет в принципе), жительницей дома, наотрез отказавшейся покидать его даже под самым страшным обстрелом немцев, у Бондарчука получается сказать сразу несколько важных вещей о войне. О том, что война — это не единое пространство, а миллионы вот таких вот локальных историй, в которых каждый стоял насмерть за свой дом и за свою Катю, разумеется, не всегда буквальных, как здесь. О том, что когда за тобой свой дом и своя Катя, не стоять насмерть попросту немыслимо — и о том, что ради них иногда получается совершать вещи совсем невозможные.

Более того, обрамляя историю обороны одного сталинградского дома сюжетом про рассказ работника МЧС на завалах Фукусимы, Бондарчук делает ещё одну важнейшую вещь — лишний раз подчёркивает, что война для нас давно стала своеобразным мифом, чередой историй, которые существуют не столько в одной с нами объективной реальности, сколько в некоем фантастическом пространстве вымышленного прошлого. Подчёркивает, и потом простейшим примером — через рассказ человека о подвиге его отцов — показывает нерушимую взаимосвязь времён; по сути, мы видим, как чьё-то геройство, совершённое в далёком прошлом, позволяет спасать людей и в настоящем.

Пожалуй, это одно из самых убедительных и грамотно сформированных современных высказываний о войне — другое дело, что у Бондарчука не раз уже красивые смысловые концепции напарывались на сомнительную практику. В «Сталинграде» всё в порядке и с этим — он, быть может, не всегда преодолевает некоторую искусственность изобразительного ряда, свойственную многим современным блокбастерам, где панорамы давно принято рисовать на компьютере, но во всём остальном сделан на редкость уверенно и профессионально.

Визуальные красивости не режут глаз, 3-Д используется ненавязчиво и уместно, съемки эффектные, монтаж толковый, музыка Анджело Бадаламенти эпична и проникновенна в нужных дозах (разве что Земфира на финальных титрах несколько неуместна своей современностью), внушительный хронометраж (почти) незаметен — идеальное, казалось бы, со всех сторон кино. Правда, проникнуться им в полной мере — так, чтобы перехватило вдруг где-то под жабрами, и не отпустило — отчего-то не получается. Как будто «Сталинград» настолько концентрированно старается быть самым лучшим во всём — самым продуманным, самым доходчивым, самым профессионально сделанным, самым эффектным фильмом, что в процессе немножко забывает, собственно, жить.

Вердикт — настоящее большое кино про войну — только немного неживое

Рекомендуем почитать