Главная
>
Статьи
>
Слишком дешёвый Интернет

Слишком дешёвый Интернет

22.10.2013
14

Телекомуникационные компании для увеличения собственных доходов вынуждены будут перейти от своих привычных обязанностей к взиманию комиссии за пропуск платного медиаконтента. Такие выводы были озвучены на форуме itCOM в ходе IV региональной конференции операторов связи, организованной группой компаний «Интертакс».

От сантехников к новой высоте

Андрей Карасев, Казимир Войткевич и Дмитрий ЧерниковРуководитель управления информатизации и связи администрации Красноярска Андрей Карасев во вступительным слове сразу озвучил основную идею конференции: будущее за контентом. Проникновение интернета в России уже очень велико, поэтому нынешняя деятельность операторов связи — продажа доступа во Всемирную сеть — скоро может уйти в прошлое.

— Вам нужно учить, выращивать своих пользователей, чтобы они умели пользоваться вашими сервисами. В городе уже есть все самые современные технологии, нужно донести их возможности до абонентов, — обратился к провайдерам Карасев. — Ваша миссия — не только подключать, но и учить людей. Это в ваших собственных интересах.

Заместитель министра информатизации и связи Красноярского края Дмитрий Черников в свою очередь предложил участникам конференции себя как «универсальную точку входа» для общения с правительством края на предмет продвижения «государственного контента», то есть государственных услуг населению.

Президент ГК «Интертакс» Казимир Войткевич напомнил партнерам по бизнесу, что конечной целью конференции является соблюдение интересов операторов связи. Он посетовал на испорченный «не совсем разумной конкуренцией» рынок предоставления услуг связи и обрисовал неприятную для провайдеров перспективу — стать «сантехниками, обслуживающими коммунальные сети». Выходом из ситуации, по мнению Войткевича, может стать участие в доходах от продаж медиаконтента — как чужого, так и создаваемого аффилированными компаниями. И для выхода на этот рынок у связистов есть очень хороший путь.

— Благодаря государственной политике, требующей от нас досконального контроля трафика, мы получили возможность контролировать его содержимое на уровне приложений. Будем откровенны, этот контроль позволяет устанавливать регламентированный доступ до любых ресурсов, и тем держателям контента, которые захотят иметь полноценный доступ от абонентов, придется делиться с теми, кто обеспечивает до абонента «последнюю милю». Должно произойти встраивание интересов операторов связи в денежные потоки, проходящие между зрителями и дистрибьюторами медиаконтента.

В течение ближайшего года минимум 50% оборота нелегального, и тем самым бесплатного, медиаконтента будет пресечено, уверен Войткевич. Это очевидно обернется потерей денег для магистральных операторов, но для операторов доступа, которые имеют непосредственный контакт с потребителем, это должно вернуться новыми доходами, которые могут значительно превышать заработки на непосредственном доступе.

По дружбе и за деньги

Следующий докладчик, Дмитрий Черников, предложил связистам обратить внимание на сервисы электронного правительства: «Государственные услуги как контент являются для операторов бесплатным, а через некоторое время госорганы станут вам его навязывать. Мне бы хотелось, чтобы вы встречными шагами стали сами его предлагать населению края в том объеме, в котором оно этого заслуживает. Жители края понимают, что использование этого контента становится все более актуальным, и будут уделять ему все больше внимания».

Главное препятствие предоставления госуслуг в электронном виде, по словам Черникова, заключается в организации равномерного доступа к этому контенту на всей территории региона — если в южных районах края с этим проблем нет, то на севере от Красноярска не у всех пользователей есть возможность воспользоваться данными сервисами. Затрудняет развитие и недостаточная компетентность пользователей.

— Социальные услуги должны быть более популярными, но целевая аудитория не владеет нужными навыками, информационными технологиями. Нужно акцентировать внимание на самой широкой аудитории.

Казимир Войткевич с перспективностью предоставления электронных госуслуг согласился: «Несмотря на бесплатность, госуслуги являются очень серьезным „якорем“ для пользователя. Государство ведет к тому, что все услуги будут представлены в электронном виде. Тем самым, власти усиливают наши позиции по привлечению абонентов. Чем больше мы будем помогать правительству, тем больше мы завяжем абонентов именно на наши средства доступа».

От государственных услуг к коммерческим сервисам ход дискуссии перевел Алексей Дробот, директор по развитию ООО «Мегого» (онлайн-кинотеатр megogo.net). Он напомнил, что теле- и видеовещание посредством интернет-каналов появилось не вчера, но первые опыты были неудачными, в первую очередь, из-за небольшого количества доступного контента и неудобства использования. Сейчас же объемы онлайн-вещания начинают расти из-за насыщения контентом и устройствами, способными его потреблять. Операторы владеют сетями доступа, контролируют абонента, приучили его платить деньги, а на стороне медиаресурсов появился опыт создания мультиплатформенных сервисов.

— Нам есть, что предложить друг другу — каналы доступа с одной стороны, продукты, сервисы и контент — с другой. Возникает вопрос: что делать? Создавать собственные решения, или вступать во взаимодействия с опытными онлайн-компаниями? Вступать! С megogo.net и другими онлайн-кинотеатрами — я говорю сразу за весь сегмент рынка. Уже есть примеры удачного сотрудничества, и да, мы готовы делиться деньгами.

Операторам связи Дробот предложил две модели монетизации услуг — не брать деньги и показывать пользователям рекламу, либо продавать подписки и разовые просмотры. Но сразу сделал оговорку: «Продавать в интернете в России нормально получается только на мобильных устройствах. Если человек сидит в браузере за компьютером — продавать ему пока получается с трудом».

Недремлющее око

Представители красноярских операторов связиПредставитель Российского авторского общества по Красноярскому краю Михаил Крайнов начал свое выступление с известной фразы «Закон суров, но это закон», таким образом переадресовав все претензии к РАО «к депутатам Госдумы, которые эти законы приняли». Но сделал и оговорку — курьезные и просто непонятные инциденты в области соблюдения авторских прав случаются из-за отсутствия правоприменительной базы, которая только нарабатывается.

— Задача операторов — это доставка контента, в связи с которым возникают вопросы авторских прав и, в первую очередь, кто должен за них платить. И это самая больная тема. РАО в своей деятельности ориентируется только на одно — наличие разрешений правообладателя на публичное воспроизведение.

Войткевич в шутку спросил представителя РАО: «Почему вы запугиваете „сетевую тусовку“ отдельными показательными казнями, а не проводите массовые расстрелы»?

— Застенков ЧК явно не хватает, как и "стволов", поэтому с расстрелами туго, — в тон ему ответил Крайнов. И тут же ответил серьёзно. — И людей не хватает, и практика только нарабатывается. От нас требуется прежде всего предварительная работа. Мы пытаемся провести требование об обязательном заключении договоров с обществом по коллективному управлению правами при получении лицензии на вещание. На каком-то уровне это принимается? Нет. А вы говорите, «расстрелы». Мы бы и рады...

«Не виноватая я»

Подводя итог дискуссии, Казимир Войткевич высказал уверенность в том, что сценарий дальнейшего поведения для операторов связи практически предопределен развитием инфокоммуникационной отрасли.

— Почему стало возможным вмешательство операторов в трафик? Мы и сами бы этого не хотели, но нас к этому подталкивают и владельцы контента, и государство. Информационные сети стали играть слишком серьёзную роль в жизни общества, чтобы не контролировать досконально их содержимое. Кроме того, уже практикуется как правительствами, так и и крупными международными компаниями агрегация личных данных пользователя — Эдвард Сноуден своими откровениями показал только вершину айсберга. Операторам не надо оставаться вне этого движения, незачем отказываться от денег, которые дает контроль над контентом. Тем более в ситуации, когда мы вынуждены это делать, становясь основным проводником государственной политики и требований правообладателей, которые возлагаются на нас силой закона. Мир меняется и общественные отношения неизбежно меняются вместе с ним.

Андрей Степанов, интернет-газета Newslab.ru

«Облака» «Ростелекома»: Национальный оператор связи представил услуги на базе облачной платформы О7

Рекомендуем почитать