В рамках XI специализированной выставки-форума «itCOM — Информационные технологии. Телекоммуникации» компания «Ростелеком» представила сервисы на базе Национальной облачной платформы (www.o7.com). Ими уже пользуются многие госучреждения по всей стране. Сейчас новый сервис «Ростелекома» стал доступен не только органам государственной власти, но и бюджетным учреждениям, предприятиям крупного и малого бизнеса Красноярского края.
О так называемых «облачных» технологиях в последнее время говорится очень много. Сегодня это своего рода тренд развития IT-индустрии. Однако при этом широкая аудитория, и в том числе потенциальные пользователи, слабо представляют себе, что же такое «облачные» технологии, как ими пользоваться и какие преимущества они дают.
«Ростелеком» показал: на самом деле, как раз для пользователей «облачные» сервисы никакой сложности не представляют. Напротив, они существенно облегчают выполнение задач любых структур, будь то государственное учреждение или коммерческое предприятие.
Что такое «облачные» технологии?
Если говорить коротко, «облачные» технологии — это новый способ предоставления программного обеспечения, помогающий коммерческим компаниям и организациям госсектора радикально повысить эффективность работы и серьезно снизить затраты на информационные технологии.
— Каким образом это происходит? Представьте, что вы переехали из одного города в другой и вам нужно решить проблему жилья. Один вариант — построить дом. Он самый очевидный, но и самый сложный, долгий и затратный. Вам нужно приобрести землю, разработать проект, оплатить строительство, плюс к тому — налоги и затраты на обслуживание дома. Второй вариант — аренда: гораздо дешевле и проще. Нет капитальных вложений, дорогостоящего обслуживания, не надо платить налоги, в любой момент можно сменить жилье на более удобное и просторное и т.д. Так вот, если проводить аналогию с IT, то аренда — это и есть «облачные» технологии: вы не строите собственную IT-инфраструктуру, вы покупаете готовую услугу и пользуетесь ею. «Облака» — это модель потребления IT как комплексной услуги, — пояснил начальник отдела комплексных решений компании «Ростелеком» Яков Менделеев.
Иначе говоря, «облачные» технологии снимают у пользователя вопрос создания собственного IT-сервиса, и, соответственно, затрат на него. Организациям, выбравшим «облачные» услуги, не надо платить за приобретение лицензионного ПО на каждый компьютер и организовывать собственную ИТ-инфраструктуру — достаточно просто арендовать «облачный» сервер у сервис-провайдера, загрузить на него свои данные и оперировать ими. При этом всю техническую работу будет выполнять провайдер.
— Чтобы все окончательно стало понятно, приведу еще один пример. Все мы пользуемся почтовыми сервисами и коммуникационными порталами. Это типичный пример «облачных» технологий: мы отправляем и получаем письма, общаемся, выполняем другие операции и при этом у нас совершенно не болит голова о том, как все это работает — этим занимается команда самого ресурса, — заметил Менделеев.
«Облака» упрощают жизнь
Облачная платформа О7 «Ростелекома» предоставляет пользователям множество удобств.
Самое главное — это экономия средств. Во-первых, отпадает необходимость капитальных вложений — в создание и эксплуатацию IT-инфраструктуры. Плюс к тому, специалисты, которые раньше обслуживали сервер и решали технические задачи, теперь будут работать непосредственно с базами данных, хранящимися на сервере провайдера. То есть, по сути, будут управлять провайдером.
Еще одно преимущество — простота масштабирования: одним кликом мыши можно увеличить объем диска, памяти сервера, который пользователь арендовал. То есть, при увеличении базы данных пользователя у него не возникает необходимости покупать новый сервис, модернизировать оборудование и т.п.
Третье — решается проблема физической и информационной защиты базы данных пользователя. Теперь это забота сервис-провайдера. — Безопасность информации — один из самых важных факторов и понятно, что многие опасаются передавать эту функцию на сторону. Однако зачастую утечка данных происходит именно изнутри. Всем известен недавний пример, когда сотрудник одной из самых защищенных в мире организаций украл и обнародовал ее конфиденциальные сведения. У сервис-провайдера информацию украсть гораздо сложнее. Даже наши сотрудники не знают, в какой части системы хранятся те или иные данные пользователей, — заявил Яков Менделеев.
Наконец, «Ростелеком» обеспечивает абсолютную надежность хранения информации пользователей. Все компоненты системы дублируются и связываются между собой защищенными каналами. Кроме того, обеспечивается четырехкратное резервирование данных. Важно отметить, что Национальная облачная платформа О7 отвечает всем необходимым требованиям по защите персональных данных и конфиденциальной информации.
Переход на «облачные» технологии — это разумно и правильно
Уникальные предложения, специально разработанные для госсектора на Национальной облачной платформе, позволяют автоматизировать деятельность государственных учреждений с учетом специфики работы органов власти. Для госучреждений платформа предлагает сервисы информатизации по различным направлениям — образование, медицина, культура, имущество и др.
Корпоративным клиентам «Ростелеком» предлагает на основе «облака» О7 такие сервисы, как «Виртуальный офис», приложения 1С, «Управление взаимоотношениями с клиентами», «Мой склад». С их помощью организации получают возможность автоматизировать важнейшие бизнес-процессы: бухгалтерский учет, ведение клиентской базы, анализ продаж, документооборот, логистику и коммуникации.
Необходимо отметить, что в рамках национальной облачной платформы «Ростелеком» сотрудничает с крупнейшими IT-компаниями — Microsoft и «1С». Так, пользователям платформы доступны инструменты по работе с документами и управлению коммуникациями от Microsoft — Exchange, SharePoint, Lync, а также прикладные решения от «1С» по автоматизации производственной и финансово-хозяйственной деятельности предприятий и учреждений.
Как было сказано в начале, многие российские учреждения госсектора уже пользуются услугами Национальной облачной платформы. И как отметил руководитель управления информатизации и связи администрации города Красноярска Андрей Карасев, «облачные» технологии сегодня — не просто модно, а разумно и экономически оправдано.
— IT-служба города Красноярска с самого начала опиралась на аутсорсинг. У нас успешно развивается корпоративная сеть, которую мы сами не строили и не собираемся обслуживать. Мы покупаем услугу. Самые крупные IT-проекты, охватывающие территорию города, реализованы на аутсорсинговом подходе. Это всегда дешевле, а самое главное — это дает возможность уйти от бэк-офиса и сосредоточиться на выполнении прикладных задач, на контенте, а не на решении технических задач. Эту функцию лучше передать профессионалам. Поэтому переход на «облачные» технологии — это правильно, — заявил Карасев.
Фоторепортажи: Цифровая битва за Красноярск