Режиссёр — Бен Стиллер
В ролях: Бен Стиллер, Кристен Уиг, Шон Пенн, Адам Скотт, Ширли МакЛейн, Кэтрин Хан
Продолжительность — 114 мин.
Все мы — осмелюсь предположить — мечтаем о чём-то большем; и «Невероятная жизнь Уолтера Митти», на первый взгляд, хочет, ласково похлопывая нас по плечу, рассказать о том, как перестать мечтать и начать жить. Но это только на первый взгляд — на деле всё окажется немножечко интересней и хитрей.
Впервые Уолтер Митти, обычный маленький человек, регулярно искавший убежища от банальности собственного заунывного существования в фантазиях о том, как он героически спасает мир, будучи хирургом, лётчиком или пожарным, фигурировал в рассказе образца 1939 года. Та коротенькая история, опубликованная в журнале The New Yorker, разыгрывалась скорее в сатирическом ключе — Уолтер, не способный толком противостоять ни собственной требовательной жене, ни наглому механику из гаража, где чинили его машину, только и мог, что искать утешения в фантазиях о собственной героической смерти на пожаре. Стиллер, режиссёр, отнюдь не чуждый жёсткой сатире и цинизму в своих прежних работах, в собственной версии «Жизни Уолтера Митти» (уже третьей экранизации рассказа, кстати) старается взять немножко иную ноту — ноту большой пронзительной искренности.
Стиллеровский Митти — скромный начальник фотолаборатории журнала Life, у которого должен выйти последний печатный номер перед переводом в режим онлайн (что с реальным Life случилось несколько лет назад). В своих фантазиях Митти легко покоряет сердце своей коллеги Шерил из бухгалтерии (Уиг), спасая её собачку из взрывающегося дома, присылая ей стихи с высокой горы при помощи сокола или разыгрывая вместе с ней абсолютно неуместную во всём фильме, но всё равно очень смешную пародию на «Бенджамина Баттона» — а на деле едва способен заговорить с ней. Скоро, впрочем, работа позовёт Уолтера в настоящее большое приключение — с путешествиями за моря и горы, извержениями вулкана и пешим переходом границ, а также встречами с акулами, барсами, пьяными вертолётчиками и афганскими повстанцами.
Как и в «Солдатах неудачи», Стиллер немного играется с границами фильма и реальности — фантазии Уолтера смотрятся таким гипертрофированным кино (ударяясь в свою бенджамин-баттоновскую фантазию, он даже говорит «Я книжку не читал, смотрел кино»). Другое дело, что реальные приключения своего героя Стиллер обставляет с такой же размашистостью — невероятные красоты, озвученные бесконечно воодушевляющей музыкой, буквально изливаются на зрителя с экрана. Отчасти дневник путешествий в духе National Geographic, отчасти самый дорогой на свете видеоклип условных Arcade Fire (хотя есть в фильме и настоящие), «Невероятная жизнь Уолтера Митти» так стремится непременно понравиться и пробрать до мурашек сразу всех, что порой начинает наваливать красоту и воодушевление слишком уж жирно.
Учитывая, что Стиллер весь фильм прибегает исключительно к широким мазкам для рассказа, по сути, камерной истории самопознания одного обычного человека, здесь можно найти серьёзный диссонанс. И порой, когда Стиллер доходит до совсем уж доходчивых приёмов (вроде врубания за кадром в момент перехода героя от мечтаний к делу торжественного хита Arcade Fire «Wake Up»), иголка таки царапает пластинку так, что хочется зажмуриться.
Но вот в чём штука — при всех этих открыточно-благостных красотах, будто бы спрыгнувших с рекламного плаката с каким-нибудь простецки-праведным призывом типа «Этот мир твой» или «Ты можешь!» (а недостатка в поминаемых с экрана брэндах фильм абсолютно не испытывает), сердце «Невероятной жизни» лежит в немного других моментах. Стиллер и его сценарист Стивен Конрад проворачивают тут довольно хитрый трюк — их Уолтер Митти с самого начала оказывается не столько скучным и бесполезным человечишкой, способным лишь мечтать, а обычным нормальным парнем, чью жизнь обстоятельства развернули немножко в сторону от его изначальных амбиций.
Не приключение делает человека человеком, а поступок. Да, перейти пешком границу с Афганистаном — это поступок, но спасти мамин рояль или показать сыну знакомой, как правильно делать трюки на скейтборде, в не меньшей степени он же. Любая жизнь на самом деле невероятная, говорят нам Стиллер с Конрадом — и та, в которой есть дальние странствия и удивительные виды, и та, в которой есть стаканчики из пиццерии, семейная чековая книжка, любимая работа и скромное счастье с коллегой из бухгалтерии. Мы все — Уолтеры Митти, и каждый из нас проживают свою невероятную жизнь. И если кому-то для того, чтобы ощутить себя главным героем таковой, необходимо прыгнуть в море или убежать от вулкана — что ж, значит, так и надо.
Вердикт — регулярно злоупотребляющее размашистой открыточностью, но всё же хорошее и честное кино о мечтаниях и реальной жизни