Главная
>
Статьи
>
«Загадочная история Бенджамина Баттона»/ “The Curious Case of Benjamin Button”

«Загадочная история Бенджамина Баттона»/ “The Curious Case of Benjamin Button”

09.02.2009
53

Режиссер — Дэвид Финчер Загадочная история Бенджамина Баттона
В ролях: Брэд Питт, Кейт Бланшетт, Тильда Суинтон, Тараджи П. Хенсон, Джейсон Флеминг, Элиас Котеас, Джаред Харрис
Продолжительность — 167 м

Этот вопрос, кажется, уже решён — прямо на наших глазах режиссера Дэвида Финчера официально вносят на руках в пантеон Больших Художников современности. По крайней мере, 13 номинаций на «Оскар» у «Загадочной истории Бенджамина Баттона» явно говорят о чём-то подобном. Правда, как это регулярно бывает в подобных случаях, в пантеон Финчера несут с фильмом, ценность которого, впервые для этого режиссера, вызывает некоторые сомнения.

Финчер, наверное, последний человек на свете, от которого ожидаешь фильма вроде «Бенджамина Баттона» — большого, отсылающего к классическому Голливуду романтического эпоса о мимолетности жизни и ценности каждого момента в ней. В первую очередь потому, что словечко «романтический» несколько не вяжется с человеком, в чьих фильмах в любви объяснялись словами вроде «хочу от тебя аборт» (была в «Бойцовском клубе» такая вырезанная сцена). Где-то в середине размеренного, неторопливо-эпического «Баттона» начинаешь понемногу подозревать, что ранее за романтику Финчер не брался не из-за каких-то абстрактных убеждений, а просто потому, что это совсем не его тема. Причём дело тут не только в том, что его больше интересуют другие вещи, но и в том, что романтика у него не очень получается.

В истории человека, родившегося немощным старцем и затем взрослеющего в обратном направлении, Финчер берёт элегический тон и старательно выдерживает его до самого конца этого без пяти (вернее, тринадцати, если уж совсем точно) минут трёхчасового фильма — и, к чести режиссера, фильм с таким внушительным хронометражем ни разу не кажется ни затянутым, ни тяжеловесным. С профессиональной точки зрения «Баттон» вообще выполнен практически безупречно — он роскошно и сытно снят, в нём невооруженным глазом видна великолепная работа художников, дизайнеров и всей съемочной группы в целом, и ему, пожалуй, нужно без промедления отдать все до единого технические «Оскары», на которые он номинирован.

Способность Финчера создавать сцены и эпизоды, в буквальном смысле слова — захватывающие дух, не подвела его и здесь — например, сцена схватки буксира с подводной лодкой, или ночной танец героини Кейт Бланшетт на веранде в парке сами по себе стоят некоторых целых художественных фильмов. Но для того, чтобы стать по-настоящему великим фильмом (как оно, кажется, и было задумано и Финчером, и сценаристом Эриком Ротом, некогда сочинившим «Форреста Гампа»), «Бенджамину Баттону» не хватает какой-то драматической убедительности. Как будто люди хотели написать великий роман о жизни и времени, ну, не такой великий, как у Пруста, но почти — а вместо этого получился альбом с фотографиями. Фантастически красивый, роскошно изданный, с какой-нибудь банальной жизненной мудростью, оттисненой позолоченным шрифтом на каждой странице. «Лучше сожалеть о том, что сделано, чем о том, что не сделано». «Жизнь прожить — не поле перейти». «Жизнь — как коробка шоколадных конфет, никогда не знаешь, какая начинка тебе попадётся». Ой — кажется, это где-то уже было, правда?

Вердикт Кочерыжкина — технически безупречная романтическая драма — увы, не совсем безупречная в содержательном плане.

Серж Кочерыжкин

Рекомендуем почитать