Режиссёр — Кеннет Брана
В ролях: Крис Пайн, Кевин Костнер, Кира Найтли, Кеннет Брана, Колм Феоре
Продолжительность — 105 мин.
Чем больше всё меняется, тем больше остаётся неизменным — в фильме «Джек Райан: Теория хаоса» можно найти подтверждение и этого тезиса. Вот уже четвертый актёр заступает на пост за тридцать лет активной жизни героя, а бороться опять приходится с русскими.
Райана придумал в 1984-м году писатель Том Клэнси, большой любитель международных заговоров, крупных милитаристских операций и изучения внутренней механики работы самых разных секретных служб. В ряду бондов, борнов и прочих стремительных и смертоносных агентов этого мира Райан отличался в первую очередь своим аналитическим складом ума, способным найти систему в самых различных явлениях окружающего мира. Он, конечно, умел и стрелять, и вполне мог двинуть кому надо и ногой, и рукой, но главная сила его была в другом — к примеру, в одном из романов Райан предотвращал всемирный ядерный кризис одной только силой воли.
«Теория хаоса» пытается пересадить Райана, выросшего во времена «холодной войны», в новое время — блестящий студент-экономист, новый Райан идёт в морские пехотинцы не по абстрактным причинам, а под впечатлением от событий 11 сентября. Режиссёр Кеннет Брана, видимо, вошедший во вкус работы в мире больших блокбастеров после успеха «Тора», пытается выдержать в «Теории хаоса» довольно сложный интонационный манёвр — сохранить и персонажей, и опасности у них на пути ощутимо реальными, но в то же время добавить в сам центральный заговор чуточку комической условности, лёгкое подмигивание, как бы говорящее «Ну, что вы, это же просто кино».
Не то чтобы у него это безоговорочно получалось. Вторая половина, в которой Райан и его команда отчаянно пытаются обогнать время и предотвратить страшный теракт на американской земле, работает, как часы, безжалостно затягивая пружину нешуточного напряжения. А вот в первой, где формируется история героя и завязываются все важные для него отношения, на Брану нападает странная режиссёрская апатия — он будто продирается через экспозицию, зажмурившись, лишь для того, чтобы добраться до интересного. Фильм в результате распадается на несколько неравных частей — здесь есть по-настоящему драматичные и захватывающие сцены (ужин со злодейским русским банкиром, проникновение в его офис, гонка из Москвы в Штаты за террористом), но остальные, более мирные сцены, постоянно провисают, не «склеивают» фильм воедино.
Досадно — Пайн довольно неплохо вписывается в эту роль, уверенно играя на контрасте простоватой физиономии и яростного интеллекта (есть отменная сцена, в которой он вычисляет место проведения теракта буквально на ровном месте), из Костнера выходит идеальный старший наставник (как мы уже знаем), а Брана отчётливо веселится, изображая слегка гипертрофированного злодея-олигарха со слабостью относительно чужих жён и водки. Но они все будто играют немного в другом фильме, том, что на пару делений лучше и внятней «Теории хаоса». В том, что не принимает эстафету у своих идейных предшественников времён «холодной войны» в плане обильности русской клюквы (для фильма, две трети действия которого происходит в Москве, в «Теории хаоса» просто непростительное количество русскоязычных ляпов в кадре). В том, что подходит к тихим сценам семейных отношений или будничной работы с таким же интересом, как и к погоням и взрывам. В том, который мы не увидели — а лучше бы его.
Вердикт — перезапуск истории про международные заговоры и распутывающего их блистательного аналитика ЦРУ — не без своих приятностей, но всё же не совсем успешный