Главная
>
Статьи
>
Отель «Гранд Будапешт» / The Grand Budapest Hotel

Отель «Гранд Будапешт» / The Grand Budapest Hotel

17.03.2014
8

Режиссёр — Уэс Андерсон

В ролях: Рэйф Файенс, Тони Револори, Ф. Мюррей Абрахам, Джуд Лоу, Том Уилкинсон, Сирша Ронан, Тильда Суинтон, Эдриан Броуди, Уиллем Дэфо, Джефф Голдблюм, Харви Кейтел, Маттье Амальрик, Лиа Сейду, Билл Мюррей, Боб Балабан, Джейсон Шварцман, Оуэн Уилсон

Продолжительность — 99 мин.

«Серебряный медведь» в Берлине за режиссуру — можно рекламировать «Отель „Гранд Будапешт“» при помощи упоминания этого престижного киношного приза. А можно и просто сказать «восьмой фильм Уэса Андерсона» — одной этой фамилии, вкупе с фамилиями остальных участников, должно быть вполне достаточно.

За свои семь предыдущих фильмов Андерсон действительно настолько отточил свой моментально узнаваемый авторский почерк, что его рукодельная вышивка по кадру может вызывать некоторое раздражение — мол, человек настолько увлекается симметричным рассовыванием трогательных финтифлюшек по картинке, что всё его творчество этим и исчерпывается. Понятно, откуда берётся подобная критика — миры Андерсона действительно порой могут казаться герметичными в своей кукольности, лишенными настоящего воздуха настоящей свободы; но в то же время это довольно ироничным образом абсолютно поверхностный взгляд на творчество человека, обвиняемого в красивой поверхностности.

«Отель „Гранд Будапешт“» — тоже кино абсолютно андерсоновское, в том смысле, что более всего похоже на фантастически красивый набор ярких винтажных открыточек. Причём здесь, как и в недавнем (замечательном) «Королевстве полной луны», у Андерсона есть для такого подхода вполне подходящий формальный повод — в «Отеле» мы тоже путешествуем назад во времени. Причем сразу четырежды; сначала из настоящего в 1985-й, в котором безымянный Автор (Уилкинсон) пишет книгу об отеле «Гранд Будапешт», потом в 1968-й, в котором помолодевший автор (Лоу) встречает в этом самом отеле его загадочного владельца, а потом в 1932-й, нашу конечную остановку, где разворачивается главная история фильма, о юном коридорном по имени Зеро (Револори), который попадает в самое большое приключение в своей жизни под чутким руководством старшего консьержа мсье Густава (Файенс).

В «Отеле» фирменный андерсоновский микс из порою довольно злой меланхолии и абсурдного юмора отчётливо клонится в сторону последнего — это в первую очередь чистосердечное приключенческое кино, с детективным сюжетом, убийствами (порой довольно жестокими), внезапными погонями, дерзкими побегами, коварными заговорами и всеми прочими необходимыми атрибутами жанра, разыгранными одновременно энергично и весьма юмористически.

Украденная картина, обиженные наследники, второе завещание, побег из тюрьмы при помощи инструментов, спрятанных в пирожных — кажется, ни в одном из предыдущих фильмов Андерсона не было столько смешной возни; в то же время в этот раз у всего искромётного действа имеется довольно мрачная подоплёка. Титульный отель расположен в вымышленной восточно-европейской республике со смешным названием «Зубровка» — полагаю, никому не надо напоминать, на пороге чего оказалась вся Европа в 1932-м году. Андерсон помнит прекрасно, и вводит в «Отель» соответствующий мотив — и вот в старосветское потешное приключение тяжёлой поступью входят люди с оружием, а у самых алчных героев в какой-то момент довольно естественным образом появляются повязки с двойными молниями на рукаве. Фильм на этом месте не то чтобы сбивается со своего пружинистого шага, но мысль автора ясна — забираясь назад во времени, Андерсон не только весело ностальгирует по этой «бэлль-эпок», расположившейся между двумя мировыми войнами, но и вполне недвусмысленно оплакивает её катастрофу.

То есть, получается интересно — «Отель „Гранд Будапешт“» одновременно оказывается самым смешным и самым страшным фильмом Уэса Андерсона. И если кто думает, что размышления Андерсона о неизбежной катастрофе цивилизации — чистые интеллигентские волнения, не имеющие никакой привязки ко дню сегодняшнему, вот вам деталь: те самые повязки с двойными молниями на рукавах людей в чёрных кожаных плащах появляются в республике Зубровка вскоре после зимней Олимпиады.

Вердикт — восьмой фильм Уэса Андерсона, развесёлая красочная приключенческая фантазия на тему Старого Света, одновременно являющаяся самой страшной и горькой картиной режиссёра

Рекомендуем почитать