Режиссёр — Игорь Волошин
В ролях: Сергей Светлаков, Маргарита Левиева, Павел Деревянко, Майкл Мэдсен, Виктор Проскурин, Ингеборга Дапкунайте
Продолжительность — 90 мин.
«What the fuck?!» — возмущённо интересуется героиня, американская кинозвезда, когда с верхней полки купе поезда Владивосток — Москва на неё падает пьяный герой Сергея Светлакова. Это единственные по-настоящему правдивые слова в фильме «Скорый „Москва-Россия“» — хотя бы потому, что именно их только и хочется повторять в ответ происходящему на экране почти все девяносто минут.
Идея совершить комическое путешествие с приключениями через всю страну, а по пути немножко поговорить и за страну тоже, в целом абсолютно легитимна — вот только сочинять и воплощать кино на основе такой идеи зачем-то позвали автора мертворождённой «Нирваны» Игоря Волошина. В его умелых руках «Скорый „Москва-Россия“» уверенно сходит с рельс в первом же акте — там, где на одну только завязку нехитрого путешествия уходит идиотское пьяное пари, алчные немцы, контуженный лётчик, внезапная боязнь высоты у заезжей американской кинозвезды с русскими корнями, не говоря уже о литрах водки и изрядного количества кокаина, которые довольно энергично потребляют герои, коих нам вроде положено считать главными — и затем столь же уверенно и нелепо летит под откос весь остаток времени.
У Волошина и его соавторов (среди которых и звезда фильма Светлаков) в результате получается не столько фильм, сколько бесконечная череда довольно муторных хохмаческих сценок, существующих будто бы в безвоздушном пространстве. Драка в поезде с бешеной бабкой, продающей под видом водки разведённый водой из колонки стеклоочиститель (поразительным образом герои фильма продолжают бодро наяривать и этот напиток без особых последствий для здоровья), карлик-рецидивист с вилкой в голове, игра в русскую рулетку с сыном кавказских гор, встреченном почему-то, судя по всему, где-то под Иркутском, языческая вечеринка (под дабстеп-ремикс песни из «Князя Игоря», не меньше) с ведьмами где-то в Амурской области, от которых все мужики ушли в реку в «русалы» — да, в чистом пересказе кажется, что в «Скором» царит благородный абсурд и прекрасное безумие. На деле же Волошину сотоварищи удаётся удивительный манёвр — над всем этим парадом гротескных персонажей и нелепых ситуаций категорически не получается смеяться.
Возможно, дело вот в чём — весь юмор фильма «Скорый „Москва-Россия“» если и укоренён в чём-то, то исключительно в головах его создателей. Ни для одной предположительно смешной ситуации в фильме нет иного нарративного повода помимо некоторой ухарской удали его создателей — «А круто было бы, если бы тигрица такая хоп и влюбилась в Светлакова, представляя его с тигриной головой?» Может, для кого-то это и правда круто (как по мне, так глупость страшная, ну да ладно), но в любом случае строить полуторачасовую историю целиком по принципу «А круто было бы, если бы» немного перебор.
К тому же концепция «поговорить в пути за страну» не выдерживается абсолютно — ну, то есть, любого россиянина, который, посмотрев художественный фильм «Скорый „Москва-Россия“», сможет после него с гордостью заявить «Да, это моя страна!», настоятельно рекомендуется обходить по широкой дуге, а в идеале и вовсе побыстрее изолировать от общества, от греха подальше. Ну и вообще — когда самый активный смех в зале на твоей полуторачасовой комедии вызывают обильно рассыпанные по картине реальные ролики с реальными безумствами реальных сограждан, это, в принципе, приговор.
Вердикт — дурная на всю голову комедия про путешествие по России, просмотр которой практически невозможен