Режиссер – Игорь Волошин
В ролях: Ольга Сутулова, Мария Шалаева, Артур Смольянинов, Михаил Евланов, Татьяна Самойлова
Продолжительность – 93 м
За этот фильм дебютанту Игорю Волошину вручили премию фестиваля «Кинотавр» за лучший дебют. После него хочется недоуменно спросить – позвольте, какими же были на этом фестивале остальные дебюты, если лучшим был признан именно этот? Впрочем, не исключено, что других дебютов попросту не было. Если так, это всё объясняет.
Как о некотором заметном явлении в молодом отечественном кино, о «Нирване» начали аккуратно говорить ещё до премьеры на «Кинотавре». Говорилось, в частности, о довольно смелой идее режиссера-дебютанта Волошина воплотить повседневную реальность города Санкт-Петербурга в виде эдакого вычурного киберпанка – с фантастическим гримом, нереальными костюмами и прочими сопутствующими атрибутами стиля. Эта интонация всячески подчеркивается и выбором мест для съемок. Реальный Питер предстаёт здесь во всём великолепии своего разложения – полуразвалившиеся квартиры, захламленные парадные, обшарпанные переулки сняты по большей части действительно здорово. Есть кадры, которые хоть сейчас на стену – ну, или, как минимум, на рабочий стол. Временами очень в тему используется музыка – когда на открывающих титрах звучит Autechre, закрадывается подозрение, что автор и правда понимает, что делает. (Joy Division на финальных титрах – уже перебор).
Дальше, как это бывает в подобных случаях практически всегда, начинается горькая правда. Справляясь на ура с отдельными сценками, кадрами и моментами, испытание полным метром Волошин проваливает подчистую. Фильма в девяноста трёх минутах «Нирваны» попросту нет. Волошинский киберпанк на поверку оказывается примерно того же толка, что и руминовский хоррор – в том смысле, что, как и автор «Мёртвых дочерей», Волошин, придумав интересную «фишку», тут же свободно выдохнул, решив, что для полноценного кино этого вполне достаточно. Ничего подобного – нужна ещё такая куча всего, от вменяемых диалогов и актёрских интонаций до
В сущности, если вынести за скобки весь визуальный стиль, то останется шокирующе мало, чисто рудиментарная история из жизни городских низов – не социалка даже, а так, бытовуха. Спору нет, герои настоящего киберпанка тоже регулярно заглатывали и вкалывали себе всё, что только можно заглатывать или вкалывать, и даже многое из того, что нельзя – вот только это никогда не было их единственной определяющей характеристикой. Всегда было
Вердикт Кочерыжкина – если бы это была дипломная работа выпускников киношколы, оценки бы стояли такие: за экспериментальный дизайн «отлично», за операторскую работу «хорошо», за художественный фильм в целом твёрдый кол.