Главная
>
Статьи
>
Голгофа / Calvary

Голгофа / Calvary

05.05.2014
24

Режиссёр — Джон Майкл МакДона

В ролях: Брендан Глисон, Келли Рейлли, Крис О’Дауд, Дилан Моран, Исаак де Банколе, Айден Гиллен, М. Эммет Уолш

Продолжительность — 100 мин.

Ирландское кино — редкий гость в наших широтах, но зато каждый визит как настоящий праздник. Вот и «Голгофа», второе кино замечательного ирландского человека Джона Майкла МакДоны — штука удивительной силищи, практически бомба.

МакДона дебютировал несколько лет назад фильмом «Однажды в Ирландии», замечательным провинциальным вестерном пополам со смешнейшей чёрной комедией, который у себя дома стал самым успешным фильмом в истории ирландского кино. «Голгофу», даже при очевидном наличии всё того же творческого ДНК, вряд ли ждёт столь же радужная судьба — хотя в ней и плещутся те же бездны национального чёрного юмора, в целом это кино намного серьёзней и весомей. Говоря совсем коротко, перед нами настоящая большая драма, задающаяся основополагающими вопросами веры и человеческого бытия, не больше, не меньше.

Звучит немного угрожающе, знаю — но в том-то и прелесть специфического таланта МакДоны, что он умудряется сформулировать вечные проклятые вопросы максимально простыми и понятными словами. «Голгофа» выстроена отчасти как детектив — получив на исповеди угрозу убийства от одного из своих прихожан, в детстве пострадавшего от сексуального насилия со стороны других священнослужителей, местный отче методично встречается с представителями собственной паствы в попытке понять, как такое могло произойти. С одной стороны, появляющиеся на экране титры с уходящими днями недели работают часовым механизмом, отмеряющим то время, что осталось отцу Джеймсу до встречи с судьбой; с другой же, личность угрожавшего отцу, в отличие от нас, известна с самого начала. Суть его поисков не в том, кто конкретно назначил ему встречу на пляже в следующее воскресенье; скорее, среди людей, которые его окружают, он хочет найти ответы на вопрос о том, что же такое случилось с миром, что в нём запросто может происходить подобное.

Проводя отца Джеймса сквозь шеренгу любовно выписанных персонажей — скучающая жена местного мясника, развевающая скуку в объятиях автомеханика африканских кровей, стареющий ворчливый писатель, готовящийся свести счёты с жизнью после завершения новой книги, тоскующий от недостатка женского внимания юноша, немолодой полицейский инспектор, потерявший вкус к жизни, местный маньяк-каннибал, сидящий в тюряге неподалёку, француженка, оплакивающая погибшего в нелепой автокатастрофе мужа — МакДона рисует мир, переживающий отчаянный кризис веры. Все персонажи «Голгофы» испытывают духовный голод, недостаток какого-то важного смыслового центра внутри себя — и этот недостаток заставляет их маяться, искать утешения в сомнительных занятиях и толкает на необдуманные поступки. И самые жестокие сомнения настигают в конечном итоге самого отца Джеймса — не в плане веры в Бога, но веры в силу собственной институции, чью значимость торопится ёрнически высмеять чуть ли не каждый собеседник отца, чьи ритуалы перестали быть священными даже для самих её представителей.

Способность МакДоны сочинять грандиозные диалоги, наполненные отборным чёрным юмором, превращавшая «Однажды в Ирландии» в настоящий праздник, никуда не делась и в «Голгофе» — многие из бесед отца с прихожанами прописаны так филигранно, что невозможно не хохотать в голос. Другое дело, что здесь МакДона метит выше — к заключительному акту «Голгофа» довольно естественно разворачивается в полномасштабную трагедию, и эта трагедия выполнена так, что только успевай хвататься за сердце. Безжалостно констатируя кризис церкви — даже бескорыстное желание отца Джеймса помочь всем вокруг не заставляет его прихожан относиться к нему с большим доверием — МакДона, тем не менее, не переносит его на веру в целом; наоборот, по его мнению, именно в ней и следует искать и силы, и утешения. С самой этой идеей, пожалуй, можно спорить, но тому, как именно он констатирует это в «Голгофе», одновременно со спокойной уверенностью и душераздирающей трагичностью, не возразишь никак.

Вердикт — грандиозная штука, настоящая большая драма из Ирландии, пожалуй, лучшее кино сезона

Сергей Мезенов

Рекомендуем почитать