Главная
>
Статьи
>
Культура
>
А был ли котик?

А был ли котик?

05.08.2014
7

«Спасите котика!» Блэйка СнайдераНекоторое время назад мне вдруг написала девушка из издательства «Манн, Иванов и Фербер» и предложила на рецензию выпущенную им книжку, «Спасите котика!» Блэйка Снайдера. Почему бы нет — подумал я и согласился.

У «Котика» есть подзаголовок — «и другие секреты сценарного мастерства». В общем, да, это книжка-руководство по написанию сценариев к фильмам, написанная бывшим сценаристом Блэйком Снайдером. Причём вот что интересно — если пробить имя Снайдера по базе IMDB, она покажет всего два фильма, один из которых — комедия со Сталлоне «Стой!, а то мама будет стрелять», увешанная в год своего выхода целой гроздью «Золотых малин». При этом «Спасите котика!» — самая продаваемая книга из всех инструкций по сценарному мастерству; в Америке тираж допечатывали четырнадцать раз, а Снайдер позже написал ещё два продолжения.

В общем, в чём сила «Котика»? Снайдер в предисловии пишет, что хотел написать максимально доступную книжку про сценарное мастерство — чтобы всё было изложено человеческим языком, без умничанья и сложных конструкций. Эту конкретную задачу он вполне выполнил, но вот в чём штука — в снайдеровской системе координат «сценарист» не столько творческая единица, сколько наёмный работник крупных студий, и его подробная инструкция адресована именно этому наёмному работнику. «Спасите котика!» — не столько про то, как написать хороший сценарий, сколько про то, как оформить свой сценарий максимально понятным для студий образом, чтобы они его купили. В снайдеровской вселенной продажа сценария — этакий священный Грааль, к которому стоит стремиться любому сценаристу. Он с радостью делится байками из собственного опыта о том, как он продал сценарий Стивену Спилбергу и его компании Amblin, и тот факт, что за пять лет, что прошли с этого момента до выхода книги, фильма по этому проданному сценарию так и не появилось, его не волнует ни капельки. Кстати сказать, не появилось его и сейчас.

Понятно, почему американские будущие сценаристы столь воодушевлённо скупали снайдеровский манускрипт — им он предлагал набор абсолютно чётких и понятно прорисованных действий, которые могли помочь им засветиться в большом голливудском бизнесе. Какую практическую ценность эти советы могут иметь в русскоязычной, куда менее предсказуемой реальности, прикинуть почти невозможно.

Впрочем, ладно — где-то половина «Спасите котика!» посвящена вполне конкретным советам по написанию сценария, и эта половина будет, без сомнения, весьма полезна любому человеку, складывающему слова в предложения ради заработка или удовольствия, хоть сценаристу, хоть писателю, хоть репортёру. Особенно в той части, что посвящена структуре будущего текста и приёмам, с помощью которых её можно выверять — тут Снайдер реально предлагает отличное практическое решение (даже несколько), которое пригодится каждому пишущему. Имеет ли смысл терпеть ради этого вторую половину, совершенно неприменимую в наших реалиях — вопрос индивидуального выбора.

Рекомендуем почитать