Ощущение тошноты от полноты, неизменно возникающее при попытке выбрать лекцию про современное искусство, быстро проходит, то есть минуты через три-четыре после начала видео, когда становится невозможно прорваться сквозь деконструкции и прочую ерунду, которая не только не описывает каких-то состояний, не только не дает никаких ответов на вопросы, задаваемые самому себе, но и превращает в безумие следующие два часа жизни, не меняя тебя, а только расходуя.
Все это — про лекцию Бориса Гройса (теоретик искусства, философ), понимать которого на бумаге было достаточно просто, на слух — невозможно; причины неизвестны. Тема априори для тех, кто пытается углубиться: «По ту сторону эстетического режима: от Gesamtkunstwerk к Интернету». Пересказывать даже в двух словах отказываюсь, поделюсь только самым любопытным — хоть и вскользь, хоть и не совсем по существу сказанным.
Среди прочего Гройс говорит, что сегодняшний акционизм стал прилизанным, таким из себя спокойным, договаривающимся и не радикальным, каким был раньше. Это интересно, например, в свете шокирующего перформанса Павленского, который прибивал себя к брусчатке — а потом все стали писать, будто он пропирсинговал себя заранее. Еще интересная мысль, подтверждающая ощущение, будто сегодня уже никто не будет идти в музей и, заглядываясь там два часа на «Джоконду», падать в обморок, и так — возле каждой картины, потому и залы музеев должны быть такими, как бы это сказать, — проходными и проходящими, а искусство, если по-простому, не должно быть красивым.
В конце лекции один из зрителей задал вопрос — что нужно сделать, чтобы лекция (которая, по его словам, оказала на него гораздо большее воздействие, чем просмотренные произведения за последний месяц) стала произведением искусства, Гройс ответил — нужно записать ее на видео. Смотрим: