Канский фестиваль вовсю продолжается — вчера по номерам гостиницы «Сибирь» где-то после полуночи промчался рейд из фестивальных гостей, которые бодро аннексировали любой попадающийся под руку алкоголь и оставляли взамен булочки с повидлом. По вечерам в Канске страшно лютуют комары — настоятельно не рекомендуем никому выходить после захода солнца поодиночке, могут унести в гнездо. Ещё время от времени показывают какое-нибудь кино — давайте немного поговорим и про него, для разнообразия.
В понедельник прекрасный болгарский друг фестиваля Нено Белчев, автор одного из моих любимых конкурсных фильмов прошлых лет «Дрезденская рука», показывал программу видео-арта и короткометражного кино с фестиваля «Видеоголика», который он курирует в городе Варне. Видео-арт был в основном довольно смурного толка с не всегда внятным высказыванием — казалось, что фестиваль в основном пытается рассматривать через призму видео-арта какие-то политические темы. Но был очень хороший чёрно-белый фильм, посвященный всем мамам, и милый мультик про художника, нарисованный на смартфоне.
Ещё были два полнометражных фильма, сделанные членами жюри — «Первые на Луне» Алексея Федорченко и «Арт-девочки» немца Роберта Брамкампа. «Первые на Луне» — прекрасная мистификация, стилизованная под документальный фильм история про то, как СССР в конце 30-х годов запустил ракету на Луну. Стилизация не стопроцентно удачная (актёры, изображающие якобы реальных персонажей в современной части, регулярно начинают именно что играть, и стилизация под ретро-съемки периодически смотрится не очень убедительно), но сама идея придумана отлично и весело. Есть очень весёлый нюанс — большое количество съемок из личной жизни героев объясняется тайной кгбшной съемкой, есть даже отдельный эпизод, в котором рассказывается о том, какие миниатюрные камеры они использовали. В общем, прекрасная, местами очень тонко и здорово продуманная штука.
«Арт-девочки» же — грандиозный отвал башки, безумная фантастическая картина без тормозов, спаянная с любовной сатирой на берлинскую арт-сцену, сделанную с применением реальных произведений тамошнего современного искусства. Пересказывать «Арт-девочек» довольно сложно — в какой-то момент появляются летающие жабы, произведения искусства оживают и идут на улицы, ко второй половине всё превращается в такой фильм «Сказки юга» на материале современного искусства, а потом начинает весело воплощать в собственном сюжете высказываемые самим фильмом тезисы. Скажем, в фильме появляется художественный проект «Коллективное повествование», который герои-художники делают вместе — и сюжет фильма немедленно расслаивается, появляются какие-то новые рассказчики, которые начинают тянуть сюжет фильма каждый в свою сторону. Плюс в этом фильме есть, пожалуй, одна из самых гениальных сцен про взаимоотношения художника и куратора — рассказывать её, впрочем, было бы преступлением. В общем, отличная штука — к финалу в голове устанавливается такой отличный звон, любо дорого.
Что ж, продолжаем вахту — сегодня на повестке дня сказки из Видеокампуса и встреча с режиссёром Федорченко. Остаёмся на связи, ваш Сергей Мезенов.
Фестиваль, напоминаем, по-прежнему проходит при поддержке Фонда Прохорова.
Программа Международного Канского видеофестиваля
Гид по арт-объектам Канского видеофестиваля