На БоАЗе готовятся к запуску первого пускового комплекса. Сейчас в основных производственных цехах — электролизном и литейном — проходят финальные пуско-наладочные работы. Инвесторы предприятия планируют, что первый алюминий завод выдаст уже до конца года.
Третий по мощности в России
Напомним, Богучанский алюминиевый завод наряду с Богучанской гидроэлектростанцией (БоГЭС) строится в рамках проекта БЭМО — Богучанского энергометаллургического объединения.
Это совместный проект компаний РУСАЛ и РусГидро, реализуемый с 2006 года в Нижнем Приангарье и выступающий основным драйвером промышленного и социального развития данной территории. Общая стоимость проекта на момент его запуска составляла 5 млрд долларов, при этом инвестиции только в БоАЗ — 2,6 млрд. В настоящее время оба объекта БЭМО на финишной прямой — уже работают восемь из девяти гидроагрегатов БоГЭС, первый алюминий готовится выдать и БоАЗ.
Богучанский алюминиевый завод станет третьим в России по объему производства алюминия — с выходом на полную мощность он будет выпускать около 600 тысяч тонн металла в год. Мощнее БоАЗа будут только Красноярский и Братский заводы, производящие по одному миллиону тонн алюминия ежегодно.
Сейчас на БоАЗе идет подготовка к запуску первого пускового комплекса.
— В него входят два корпуса электролиза, включающие 168 электролизеров. Это четверть всей проектной мощности завода. Их производительность будет составлять 147 тысяч тонн алюминия в год, — уточнил начальник серии электролиза БоАЗа Николай Усынин.
Уникальные технологии и оборудование
На БоАЗе внедрены самые передовые из существующих на сегодня в мире технологий производства алюминия. Так, по словам генерального директор завода Алексея Картавцева, для производства металла будут использоваться электролизеры марки РА-300Б. — Это собственная разработка Инженерно-технологического центра РУСАЛа, уже успешно опробованная на Хакасском алюминиевом заводе. Данные электролизеры обеспечивают высокую энергоэффективность, а также отличаются более высокими экологическими характеристиками в сравнении с электролизерами других типов. Всего в производственных цехах БоАЗа после завершения строительства будет установлено 672 таких электролизера. Производительность каждого составляет 2,4 тонны алюминия в сутки, — отметил Картавцев.
Кроме того, на БоАЗ закуплена спецтехника и оборудование, аналогов которой нет не только на отечественных предприятиях, но и на большинстве зарубежных алюминиевых заводов. Это, в частности, автоспецтехника голландской компании Hencon для выливки расплавленного алюминия в корпусах электролиза.
— По традиционной технологии забор металла из электролизера осуществляется с помощью крана. Машины для выливки металла Hencon позволяют обходиться без него, значительно упрощают и ускоряют процесс. При этом управляет им всего один человек — водитель машины. Подобной спецтехники в мире очень мало, это относительно новая разработка. Однако она уже положительно зарекомендовала себя на некоторых зарубежных предприятиях, поэтому и мы возлагаем на нее большие надежды, — рассказал начальник литейного отделения БоАЗа Михаил Гребенщиков.
Также на БоАЗе установлена автоматизированная линия литья мелкогабаритной чушки производства австралийской компании O.D.T. По словам руководителя литейного отделения, это также уникальное оборудование, которого в России больше нигде нет.
— Подобные линии установлены на Хакасском и Иркутском алюминиевых заводах, однако наша линия более современная и совершенная — в ней учтены недостатки и погрешности предыдущих аналогов. В частности, наша линия сама автоматически маркирует продукцию, в то время как на других заводах это делает специальный работник. Кроме того, она обладает гораздо более высокой производительностью, чем аналогичные линии на других предприятиях. Они пропускают 20 тонн металла за шесть часов, при этом обслуживают их шесть человек. В то же время линия на БоАЗе выпускает 60 тонн металла за два часа, и работают на ней всего два человека, — пояснил Гребенщиков.
Самый экологичный
Как уже было отмечено, электролизеры, установленные на БоАЗе, отличаются повышенными экологическими показателями. Однако кроме этого на заводе внедрены специальные технологии и оборудование, призванные по максимуму снизить влияние производства на окружающую среду. В частности, технология сухой газоочистки, которая исключает появление шламовых полей, соответственно, и загрязнение подземных вод. К завершению строительства на заводе будут установлены четыре «сухие» газоочистные установки SOLIOS с эффективностью очистки 99,7%. Принцип их работы основан на том, что все отходящие газы улавливаются свежим глиноземом — он абсорбирует все вещества (пыль, газы, фториды) и повторно возвращает их в производство.
— При существующей на БоАЗе системе газоочистки выбросы пыли и газообразных фторидов будут практически равны нулю. Скажем, если сейчас по международным стандартам лучшим признан коэффициент выбросов равный 0,6 граммам на тонну алюминия, то у нас он будет составлять 0,4 грамма. То есть на треть ниже, — заявил технический директор БоАЗа Евгений Рапацевич.
Помимо этого, на заводе смонтирована современная линия по переработке электролита, а также замкнутая система водооборота и современные очистные сооружения, которые позволяют полностью исключить сбросы сточных вод в окружающую среду и многократно снизить потребление свежей воды из природных водоемов.
— Таким образом, что на Богучанском алюминиевом заводе реализованы самые современные на сегодня технологические решения в области металлургии — как в плане производства алюминия, так и в плане влияния на окружающую среду, — отметил Алексей Картавцев.
фото Алины Ковригиной