В прокат выходит «Звёздная карта», 24-й полнометражный фильм Дэвида Кроненберга за 45 лет карьеры кинорежиссёра (в прошлом году Кроненбергу исполнилось 70). Разобраться со всей карьерой Кроненберга в формате топ-5 вряд ли получится, но вот выделить по какому-то знаковому фильму, приходящемуся на каждое десятилетие его активности — вполне. Так и поступим.
70-е: Они пришли изнутри
Формально это был не совсем дебют Кроненберга в большом кино, но именно здесь он впервые проявил себя как автор особенный и ни на кого не похожий. В фильме действие сосредоточено в одном жилом комплексе, жильцы которого подвергаются внезапной атаке проникающих в организм паразитов, которые заставляют их демонстрировать друг другу свои самые худшие умыслы. Уже в 1975-м году (Кроненбергу было 32) было заметно, что за кровавыми подробностями у канадца скрываются интересные размышления о человеческой природе — ну, и для настоящего горячечного хоррора его фильм был слишком уж рассудочен и неспешен.
Также смотреть: Бешеная, Выводок
80-е: Муха
Ремейк старого ужастика конца 50-х, выполненный в неожиданно задумчивом ключе, практически вывел Кроненберга в мэйнстрим — насколько это, конечно, было возможно для фильма с подобным финалом. Разумеется, делу помог первый (и пока единственный в карьере) «Оскар» — правда, только за грим.
Также смотреть: Видеодром, Мёртвая зона, Намертво связанные
90-е: Автокатастрофа
Принёсшая Кроненбергу специальный приз жюри в Каннах «Автокатастрофа» стала одним из самых неоднозначных фильмов за — ну, можно сказать, что и за всю историю кино. Экранизация романа Джеймса Балларда о группе переживших аварии людей, которые находят источник сексуального притяжения в покорёженных машинах и искалеченных телах друг друга, «Автокатастрофа» заходила на свой сложный и опасный материал с бесстрастной клинической точностью хорошо поставленного диагноза. Другого такого фильма не найти и в фильмографии самого Кроненберга.
Также смотреть: Голый завтрак, Экзистенция
00-е: Оправданная жестокость
На более позднем этапе карьеры Кроненберг стал браться за формально вроде бы более спокойные истории — то есть, да, здесь убивали людей, но как-то обошлось без мутаций, паразитов и отверстий в телах в местах, где их не предполагалось природой. Но за кажущимся лаконизмом и простой формы скрывалась традиционно глубокая история о человеческой изнанке — просто в этот раз рассказанная чуть более негромким голосом.
Также смотреть: Паук, Порок на экспорт
10-е: Космополис
Очередное погружение Кроненберга в причудливый параллельный мир, на это раз не в мир мутаций или сложных сексуальных отклонений, а в мир нечеловечески огромного бабла. «Космополис» оказался сложнее и радикальнее снятых Кроненбергом в нулевых криминальных драм — так что и в семьдесят лет человек, бывает, отказывается почивать на лаврах и готов идти всё глубже в неизвестную человеческую тьму.