Главная
>
Статьи
>
Фильм: «Звёздная карта»

Фильм: «Звёздная карта»

19.12.2014
4

Maps to the Stars, Канада/США/Германия/Франция, 2014

Режиссёр — Дэвид Кроненберг
В ролях: Мия Васиковска, Джулианна Мур, Эван Бёрд, Джон Кьюсак, Оливия Уильямс, Кэрри Фишер, Сара Гейдон

Продолжительность — 107 мин.

Фильм «Звёздная карта»Почти за полвека (полвека!) творческой вахты канадец Кроненберг поднаторел в человеческих мутациях, как мало кто ещё из кинематографистов. В «Звёздной карте» он передаёт нам очередной свой репортаж из эпицентра очередной мутации, на этот раз прямиком из Голливуда.

В «Карте» Кроненберг своим фирменным бесстрастным взглядом хирурга вглядывается в искажённый мир кинозвёзд и их ближайшего окружения — ассистентов и агентов, конкурентов и студийных боссов, шофёров и лечащих врачей. Его выводы об этом мире, мягко говоря, неутешительны — «Карта» представляет собой, по сути, гротескный фарс, юмор в котором ядовит настолько, что экран как будто бы должен периодически плавиться изнутри. Это кино ужасно смешное, но от этого смеха в горле оседает неприятная горечь — представьте себе Вуди Аллена в его самом мизантропическом излёте, умножьте на семнадцать, приправьте обязательной кроненберговской патологией, и вы получите примерное представление о том, как выглядит изнутри мир «Звёздной карты».

Мысль Кроненберга понятна — бесконечная погоня за успехом и славой настолько разъедает и уничтожает всех, что сам воздух в Голливуде пропитан бесконечным ядом (что иронически подчёркивается тем, что довольно патологические страсти этого фильма разворачиваются исключительно в безупречных дизайнерских интерьерах и на фоне пышущей ослепительно-яркими цветами калифорнийской природы). Голливуд съедает мечты и превращает их в психозы — единственный персонаж фильма, имеющий поначалу хоть какие-то позитивные устремления, заходит в результате дальше всех на пути в необратимое (вы же не рассчитывали на нулевой падёж персонажей в фильме Дэвида Кроненберга, правда?)

Всё это, возможно, чистая правда, но штука вот в чём — не сказать, что портрет Голливуда, да и любой творческой среды в целом, как бесконечного клубка свихнувшихся ядовитых змей, рисуется нам впервые. Да, в «Карте» томящееся на медленном огне под голливудским фасадом безумие показано максимально детально и наглядно — но, в общем, единственно новое, что Кроненберг со сценаристом Брюсом Вагнером привносят в жанр об изнанке творчества, это разве что количество и качество патологических подробностей. Актёры самовлюбленны до потери контакта с реальностью и за удачную роль перегрызут любому глотку, психоаналитики пичкают клиентов идиотской придуманной пургой под видом современного лечения, ассистенты воруют и копируют дурные привычки работодателей, а у каждой божей твари из числа обслуживающего персонала под униформой непременно припрятан собственный сценарий. Ок, так всё, видимо, и есть, но — где же здесь новости, Дэвид?

К тому же нарочитая гротескность собственных персонажей начинает в какой-то момент работать против «Звёздной карты». Рисуя своих героев преувеличенно живописными мазками, она не успевает наделить их достаточной внутренней жизнью, которая могла бы объяснить дорогу к некоторым из тех необратимых решений, которые принимается в окончательно слетающем с катушек третьем акте. Созданный Кроненбергом мир «Звёздной карты» душит в результате не только любые устремления к хорошему, но и немножко зрителя тоже.

Вердикт — ядовито-чернейшая сатира на изнанку Голливуда — смешная и подробная, но всё же не находящая убедительного драматического повода для столь мощного изливания желчи

Рекомендуем почитать